Избранное сообщение

пятница, 27 апреля 2012 г.

На "Голом острове"



28 апреля встречает свое 100-летие японский кинорежиссер Канэто Синдо

2012-04-27 / Петр Спивак

история, кино, япония / Вода, жизнь, бремя поддержания бытия. Сюжет, единый для всего человечества. 
Кадр из фильма Канэто Синдо «Голый остров». 1960
Вода, жизнь, бремя поддержания бытия. Сюжет, единый для всего человечества.
Кадр из фильма Канэто Синдо «Голый остров». 1960
Люди и события, о которых пойдет речь в этом выпуске хронографической рубрики, подобрались несколько необычным образом. Когда надо объять необъятное, то бишь две с половиной недели календаря, то утонуть в море возможностей – плевое дело. Мне помогла систематическая небрежность тех составителей сетевых источников, которые указывают неверные даты. При проверке выясняется: напутали. И получилась, что называется, случайная выборка. При этом само возникновение ее – увы, закономерность. А тематический расклад показателен.
Итак, начнем. 28 апреля 1789 года произошел бунт на корабле – английском паруснике «Баунти» («Щедрый»), отправившемся на Таити за саженцами хлебного дерева. Имелось в виду использовать это экзотическое растение для пропитания рабов в британских колониях Карибского архипелага. Хлебному дереву нужно много воды, и в команде началось возмущение от того, что саженцы поливают в ущерб матросам. Бунтовщики высадили капитана Уильяма Блая и тех, кто остался ему верен, в шлюпку. Эти последние нашли спасение на Тиморе, а мятежники оказались на необитаемом острове Питкэрн. Налицо два варианта одного сюжета – всеобщего, архетипического.
Архетип – универсальная модель, первообраз в культуре, и в частности в мифологии, в фольклоре. Этой проблематикой занимался русский филолог Владимир Пропп, родившийся 29 апреля 1895 года (ум. 1970). В 1928 году, когда монопольное господство марксизма-ленинизма в советском литературоведении еще не наступило, он выпустил в Ленинграде книжку «Морфология сказки». Второе издание появилось у нас лишь в 1969 году. К тому времени работа Проппа была уже переведена на многие языки и стала всемирным научным бестселлером. Она попала в резонанс со структурализмом – новым культурологическим и философским течением. И здесь достоин внимания сам феномен «ножниц» между нашим отечеством и мировым развитием. Извечный, печальный российский лейтмотив: тема обособленного острова.
Также в разделе:
Голиаф Чаплина
26 апреля 1879 года родился британский и американский актер-комик Эрик Кэмпбелл
Кто высовывается – тот под ударом
Оливер Кромвель (1599–1658) имел прямое отношение к институту смертной казни
Писали - не плясали
Английский романист Энтони Троллоп (1815-1882) – автор 47 романов
Звучит она неотделимо от попыток преодолеть нашу изолированность, наше отставание. В эпоху Петра I, Екатерины I и Анны Иоанновны жил ученый и государственный деятель Василий Татищев, который появился на свет 29 апреля 1686 года (ум. 1750) и известен прежде всего как автор первого крупного труда в отечественной историографии – «Истории Российской». Как было тогда заведено, Татищев учился за границей. Но самобытность нашу хранил и утверждал, отвергая чуждые веяния: для процветания, настаивал он, России необходимо «единовластительство».
Серебряный век, начало нашего XX столетия, был не чем иным, как попыткой русской культуры воссоединиться с мировою, сделать свой научный и художественный капитал конвертируемым. Вернее, сколько творческих людей, столько и попыток. 28 апреля 1884 года родился художник и архитектор Леонид Сологуб, участвовавший в работе таких заметных объединений, как «Бубновый валет» и «Мир искусства». Их искания сплетались у него с традицией сугубо реалистической, и, когда Сологуб попал на Первую мировую, о его военных зарисовках Александр Бенуа писал, что они «по духу близки Гаршину и Толстому, а моментами даже наводят воспоминания о самых характерных из верещагинских картин». Сологуб умер эмигрантом в 1956 году, в Гааге.
А 6 мая – день рождения русской художницы, графика и дизайнера Любови Поповой (1889–1924), окончившей свои дни в Москве, но посмертно задвинутой на второй план, в авангардисты-маргиналы. Она – из того же «Бубнового валета» и из круга супрематистов, собравшихся вокруг Казимира Малевича. Супрематизм основан на сочетаниях элементарных геометрических форм и элементов. Что, замечу мимоходом, в чем-то сродни вышеупомянутым архетипам. Но к квадратам (как Малевич) Попова не обращалась, предпочитала цветовые ритмы. «Живописная архитектоника» – так назывался один из ее циклов.
Если говорить о преодолении русского отставания и достижении мирового уровня, то в естествознании и технике добиться этого труднее: там больше и прямее зависимость от реальности. И тем не менее был же такой человек, как физик и инженер Борис Розинг, родившийся 5 мая 1869 года (ум. 1933), – изобретатель не более не менее, как телевидения. Той системы передачи изображения и вывода его на экран, которая используется и поныне, а именно построчной развертки с помощью кинескопа. Патент на эту идею был выдан Розингу в 1907 году, а в 1911-м он продемонстроровал ее реальное воплощение и получил патенты в целом ряде стран. Были переданы и воспроизведены простейшие геометрические фигуры – привет супрематизму и теории архетипов.
Последующая участь Бориса Розинга – энная вариация на неизбывную тему. Приговор по делу академиков (финансовая помощь контрреволюционерам), ссылка, смерть на периферии.
Где телевидение, там неподалеку и кино. Причем далекой автаркичной страны, вошедшей в современный и постсовременный мир. 28 апреля встречает свое 100-летие японский кинорежиссер Канэто Синдо, которому больше всего славы принес фильм 1960 года «Голый остров». Фильм без диалогов, черно-белый, по манере настолько близкий к документальности, что многие уверены: в ролях заняты непрофессиональные актеры. Нет, это не так. Но логика заблуждения понятна. Синдо взял реальную картину жизни на маленьком островке и очистил ее от всего привходящего, мешающего нам пробиться к экзистенциальной сути.
Действие происходит на островке, где нет современных коммуникаций, даже воды нет. Семья должна возить ее с другого острова и таскать в ведрах наверх, в свой домишко. Сизифов труд – вот с чем это ассоциируется. Но это всегдашний уклад такой. А тут еще беда: болезнь и смерть сына. Мать от горя выливает воду на землю. А потом все продолжается прежней чередою. Всеобщая драма человечества
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode