Избранное сообщение

понедельник, 23 апреля 2012 г.

В культуре: "Жертва политической цензуры" Серебренников и недооцененный Калягин



Среди самых обсуждавшихся сюжетов недели - награждения лауреатов "Золотой маски"

2012-04-23 / Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

культура, кино, театр / Александр Калягин мог рассчитывать на адекватную награду. 
Фото с официального сайта правительства РФ
Александр Калягин мог рассчитывать на адекватную награду.
Фото с официального сайта правительства РФ
Начнем – с приятного и полезного. На прошлой неделе была объявлена официальная программа 65-го Каннского кинофестиваля, и оказалось, что нам есть за кого болеть. В основном конкурсе будет представлена новаяработа Сергея Лозницы «В тумане», снятая по произведениям Василя Быкова. Конечно, в полном смысле российским этот фильм не назовешь, это сложная и преимущественно европейская копродукция (в числе производителей есть российская структура, поучаствовали Белоруссия и Латвия), да и сам Лозница давно живет в Германии. Но все-таки наш, да и страсти вокруг его предыдущего фильма «Счастье мое» показали: российский материал для него не то что живой, но прямо-таки кровоточащий. Нынешняя его работа – также экзистенциальная драма, разворачивающаяся в условиях партизанского движения. В конкурс короткометражных картин Cinefontation попала работа студентки ВГИКа Таисии Игуменцовой «Дорога на…».
Среди самых обсуждавшихся сюжетов недели: на церемонии награждения лауреатов «Золотой маски», которая в этот раз проходила в отреставрированном Большом театре, Кирилл Серебренников, получая награду за «Отморозков», сказал несколько смелых слов, а в телевизионном варианте телеканал «Культура» жестоко эти его слова отцензурировал. Я про «цензуру» узнал наутро, поскольку в Большой не пошел и видел только «культурный» вариант выступления Серебренникова. И, честно говоря, не могу понять: а что там такого вырезали? Сокращали, как я понимаю, всё и всех, как всегда бывает в таких вот телетрансляциях. В данном случае, например, в телеверсии сократили все пропущенные номинации, то есть те, в которых жюри не нашло победителя. Что касается слов Серебренникова, совершенно определенных, – их смысла сокращением не убили и даже не секвестировали. Я лично все понял, то есть политический контекст вообще и спектакля «Отморозки» в частности столь очевиден, что, на мой личный взгляд, сокращение нисколько не изменило «направления удара». Но этот «цензурный казус» затушевал, оставил за бортом многие серьезные вопросы, которые стоило бы задать по итогам очередного фестиваля. Каковы, сформулированы ли формальные критерии отбора, если они позволяют одних вообще не заметить, а другим – наоборот, попасть в номинации, а в итоге, как вышло с мюзиклами и опереттой, жюри было не из кого выбирать? Правильно ли, что специальные программы фестиваля – по качеству и интересу – перекрывают основной конкурс? Правильно ли говорить об «Эксперименте», если в этой номинации из года в год – одни и те же, постоянные экспериментаторы? Вопросов больше, много, как всегда, о противостоянии столицы и провинции, а комментарии в основном сводились к «политической цензуре» в телеверсии.
В среду появился указ о награждении Александра Калягина орденом Почета. Калягину в мае исполняется 70 лет, до того – к 60-летию, 10 лет назад, и к 65-летию, то есть 5 лет назад, он успел получить
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Подробнее:http://www.ng.ru/week/2012-04-23/8_culture.html