Избранное сообщение

понедельник, 24 октября 2011 г.

Невероятные приключения бабла - Подведены итоги фестиваля "Улыбнись, Россия!"



кинофестиваль, комедия, краснодар / На женщин и на деньги можно смотреть бесконечно.  Кадр из фильма «Бабло»
На женщин и на деньги можно смотреть бесконечно.
Кадр из фильма «Бабло»
Кочующий фестиваль кинокомедий прошел на сей раз в Краснодаре. Жители этого теплого города с признательностью отнеслись ко всем, решившим их развеселить, однако взгляд их вряд ли охватывает картину целиком. Среди пришедших посмеяться не так уж много тех, кто будет задаваться вопросом: что же сегодня происходит с популярным жанром? Хорошая новость: комедии продолжают появляться, причем в количестве, достаточном для фестивальной программы. Плохая новость: все меньше становится оригинальных, самостоятельных произведений. Все чаще во время просмотра посещает беспокойство: постойте, где я это уже видел?
Вот, к примеру, фильм «Елки», получивший по решению зрительского жюри Гран-при фестиваля, детище шести режиссеров и шести сценаристов, – новогодняя сказка о хороших людях. Один из режиссеров и продюсер Тимур Бекмамбетов всегда выбирает верный путь к успеху у зрителя, беда только в том, что идея заимствована у английской рождественской комедии «Реальная любовь» Ричарда Кертиса. На фоне предпраздничной суеты разворачивается несколько любовных историй, пересекаясь и спеша к счастливому финалу. Собственно, беда даже не в заимствовании, а в том, что сравнение между двумя картинами неизбежно, и оно будет не в пользу отечественного фильма. «Реальная любовь» сработана изящно и забавно, «Елки» грубовато, у них все оставляло впечатление счастливого домашнего праздника, у нас – натужного веселья корпоративной вечеринки. И если какой-то сюжетный пласт в фильме казался ненадуманным, так это мотив бесконечного вранья, с помощью которого каждый хочет показаться круче, чем на самом деле.
Также в разделе:
Томпсон и я
На экранах российских кинотеатров - "Ромовый дневник" Брюса Робинсона
"Ленфильм" на выданье
Судьба знаменитой киностудии по-прежнему неясна
Время любить человека
К юбилею Жанны Болотовой
Другой конкурсный фильм, «Бабло» Константина Буслова, уже успел получить на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Он снят в новом жанре коррупционной комедии, но история в общем старая: невероятные приключения чемоданчика с крупной суммой денег. Сделана картина крепко: не ново, но на редкость убедительно звучит тема всеобщей продажности, однако каждый при желании может вспомнить парочку французских или американских фильмов в этом духе. Более свежо и оригинально смотрится фильм режиссера Романа Каримова «Вдребезги» (призы «За смелость и эксперимент» и от кинопрессы – «За поиски в области киноязыка»), но и тут заметны вариации на весьма узнаваемые темы Квентина Тарантино, братьев Коэн, Гая Ричи. По крайней мере фильм можно прочесть как притчу, которая вызывает не только смех, но и раздумья о малой цене человеческой жизни и допустимости зла.
Но это, так сказать, еще самые сливки, а на фестивале был представлен ряд фильмов, к которым вообще практически неприменим никакой анализ. Не рассматривать же всерьез в самом деле очередную историю о том, как провинциальная девушка решила влюбить в себя миллионера, а он возьми да и предстань перед ней в виде простого парня… Право слово, в XVIII веке у Мариво такие сюжеты смотрелись убедительнее.
Может быть, наиболее незатертой выглядела картина Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном» (приз «За самую ироническую комедию») о людях театра. Комедия без криминала выглядит сегодня чем-то почти экзотическим, но, похоже, режиссеру удалось снять фильм не только остроумный, но и лиричный, наполненный поэтической атмосферой невзирая на показанную в нем пошлость и мелкие интрижки.
Особенность фестиваля, стесненного рамками жанра, состоит в том, что организаторы даже не пытаются собрать самое лучшее, а дают широкую панораму. Потому что из лучшего программы не составишь, и на два дня не хватит. Однако посмотреть что-то рядовое бывает почти так же интересно, как шедевр. Фильмы – это, в сущности, симптомы – и обнадеживающие, и печальные. Мы, как говаривал Макаревич, «почти научились смеяться». И почти разучились мыслить самостоятельно.
Краснодар – город теплый, южный, на пути к морю, горам и главным курортам страны – культурными событиями избалован. Фестивали и гастроли столичных коллективов не успевают сменять друг друга. Можно, конечно, удивиться, что при этих обстоятельствах на показах фестиваля «Улыбнись, Россия!» огромный зал был переполнен. Впрочем, удивляться нечему. Как известно, кинокомедия – жанр, любимый зрителями любого возраста, особенно же южанами, которые издавна слывут куда большими весельчаками, чем жители северных городов