Избранное сообщение

понедельник, 24 октября 2011 г.

Интеллигентный юморист - К столетию Аркадия Райкина


К столетию Аркадия Райкина


райкин, эстрада / Обаяния А-грА-маднейшего! Фото РИА Новости
Обаяния А-грА-маднейшего!
Фото РИА Новости
В энциклопедии об Аркадии Райкине можно прочесть: советский эстрадный и театральный актер, юморист. Еще, конечно, что народный артист СССР, Герой Соцтруда и лауреат Ленинской премии. Поскольку Райкин был все-таки не юмористом, а сатириком, это официальное признание сегодня вызывает недоумение – ведь многие думают, будто всякую свободную мысль при советской власти тут же выжигали каленым железом. Свободной мысль Райкина, конечно, не назовешь, хотя... Посвободнее многих нынешних был.
Обаяния он был – если воспользоваться не очень грамотной речью многих его героев – А-грА-маднейшего! Когда показывают его концерты и вслед за мгновенной сменой райкинских масок вскрывают прием, как проводит артист 5–7–10 секунд за сценой, видишь работу ассистентов, его готовность к переодеванию и актерскому перевоплощению, тут и думаешь: ну, конечно, герой. Соцтруда!
И вся жизнь его – пример неоспоримых преимуществ советской страны: мальчик из хедера, сын портового бракера строительного леса из Риги переезжает в Ленинград, оканчивает техникум искусств и становится всесоюзно знаменитым артистом, народным артистом СССР, художественным руководителем Ленинградского театра эстрады. Сегодня театра этого уже нет, а имя Аркадия Райкина носит московский театр «Сатирикон», которым руководит его сын, народный артист России Константин Райкин.
Также в разделе:
Не видеть раскопки на Триумфальной уже невозможно
Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев – о Всероссийском съезде археологов, Сталине, Векслере и о Москве в IX и X веках
Наполовину полна или наполовину пуста?
На Крымском Валу вспомнили про юбилей Владимира Татлина
Баснословные креветки
О возвращении одного жанра
Когда говорят, что искусство в советские годы держало фигу в кармане, то, пожалуй, Аркадий Райкин – самый яркий тому пример. То, о чем он говорил и о чем недоговаривал, было понятно всем. Люди – на улице, в очередях, дома и на работе – разговаривали цитатами из его спектаклей: «В греческом зале, в греческом зале…» Или – «Если меня прислонить к теплой стенке…». Прошло уже четверть века после его смерти, Райкин умер в 87-м – а интонации его забыть невозможно. Он работал с лучшими, для Райкина писали Зощенко, Жванецкий, Мишин, Альтов... Сын, конечно, может и преувеличивать, но тут Константину Райкину стоит поверить, когда он ищет отцу аналоги не среди актеров эстрады – он сравнивает его с великими комическими, но одновременно и трагическими актерами всех времен и народов, с Чаплином, например.
Можно понять Жванецкого, которого не видели из-за спины Райкина, или – Карцева и Ильченко, которые оставались в тени Райкина. А может, и Жванецкий был бы другим, если бы Райкин не нашел верные интонации для его миниатюр, не прославил его «грузина по фамилии Горидзе, а зовут его Авас»: «А вас как зовут?» – «Авас», и так – без конца. Говорили, в СССР не было театра абсурда – как же не было, Райкин сыграл нам все про абсурд, про Годо, которого никогда не дождутся. А Жванецкий – в его исполнении – был не хуже и не меньше, чем Беккет и Ионеско http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Подробнее:http://www.ng.ru/culture/2011-10-24/12_raikin.html