Избранное сообщение

пятница, 23 сентября 2011 г.

Экономно, экологично, стильно - В Хельсинки прошла VII Неделя дизайна



В Хельсинки прошла VII Неделя дизайна

2011-09-23 / Ольга Косырева, Хельсинки-Москва

дизайн, финляндия / Выставка To declare в здании старой таможни.Фото предоставлено пресс-службой HDW
Выставка To declare в здании старой таможни.
Фото предоставлено пресс-службой HDW
Финляндия – страна с маленьким населением (5,4 млн. человек), но с большим дизайном. Продуманной функциональностью и своеобразным лаконичным стилем там отличается буквально все: от здания железнодорожного вокзала до трамвайного вагона, от котелка над походным костром до садового туалета. При этом финский дизайн абсолютно не элитарен, его задача – войти в каждый дом и раскрасить серость будней, он демонстрирует подлинные высоты в простых утилитарных вещах эконом-класса. Вторая отличительная особенность – он всегда думает об экологии, причем в самых разных значениях этого слова. Как сказал немецкий дизайнер Константин Грчик: «Хороший дизайн – априори экологичный дизайн». И VII Неделя дизайна (Helsinki Design Week), которая прошла в Хельсинки с 9 по 18 сентября, в очередной раз продемонстрировала, как разнолик и повсеместен может быть этот экологический порыв – от вторичного использования материалов и ответственного потребления до «моральной экологии», понимаемой как забота о малоимущих, социально ущемленных и т.д.
Главным «местом силы» Хельсинкской недели стало здание старой таможни, пустовавшее последние 40 лет. В его краснокирпичных сводчатых залах со старыми деревянными полами до сих пор не стерлись надписи «Здесь курить воспрещается» на дореформенном русском, с ерами и ятями – память о российско-имперском прошлом финской столицы. Под ними расположилась выставка To declare – «Заявлять». Ее куратор Кай Калин собрал не просто дизайнерские штучки или коммерческие пустяки, кричащие «Купи меня!», а вещи, которые несут в себе некий не всегда очевидный, но ценный месседж. Например, ковер Silence норвежской студии Permafrost – белый и пушистый, как снег, даже с блестками, какие бывают у снега на солнце, и как будто с оставленными на снегу следами оленя – метафора чистоты и иллюзия природы, впущенной в дом. Или Plumen британского дизайнера Самуэля Вилкинсона – энергосберегающая лампочка, чей причудливо изогнутый светящийся элемент настолько прекрасен, что достоин остаться без абажура, а это возвращает нас к временам первых электрических лампочек, воспринимавшихся как чудо и новая эстетика.
Также в разделе:
Поровну или по-братски
В ЦДХ проходит 15-я Арт-Москва
Составляющие легенды
В России проходят гастроли миланского театра Piccolo
Власть технологии
В преддверии 4-й Московской биеннале современного искусства
Другим важным местом сбора дизайн-ориентированной публики стала мебельная выставка Habitare с ее секцией Ahead! («Вперед!»), посвященной исключительно дизайну. Там лучшие финские компании Iittala, Marimekko, Magisso и другие собрали свои новинки. Студенты специализированных вузов продемонстрировали разработанные ими модели дачных туалетов с зелеными террасами, умной электроникой и наружными стенами из черного стекла, то есть такого вида, что в них хочется поселиться. В рамках проекта EcoDesign Константин Грчик, который был специальным гостем недели, вручил призы за наиболее экологичные по всем параметрам идеи. Такие как, например, стойки для складирования и хранения дров, бутылок, журналов и прочих нужных в хозяйстве вещей, стеллажи, похожие на стенные панели и занимающие минимум места, сумки для велосипедистов из отслужившей свое парусины. Другой проект – Trash, то есть «Мусор», учил, как старые и ненужные вещи превратить в новые и нужные. Мягкие обивки из сношенных дубленок и лоскутные ковры из джинсов всех оттенков синего, электрический камин из старой громоздкой магнитолы, фоторамки из старых компьютерных мониторов, абажур из эмалированной миски и балконный парник из старой тумбочки – все они стали лучшей иллюстрацией к сентенции Марселя Пруста: «Нам не нужны новые пейзажи, нам нужны новые глаза».

Дизайн-маркет – непременная и популярная часть любой недели дизайна.
Фото предоставлено пресс-службой HDW
Также в разделе:
Триумф чемпиона России
Петр Свидлер победил в Кубке мира по шахматам в Ханты-Мансийске
Чисто российский финал
В Ханты-Мансийске проходит Кубок мира по нокаут-системе
Мемориал шестого чемпиона мира
В Москве отметили столетие Михаила Ботвинника
Памяти патриарха мировых шахмат
Начинается фестиваль Михаила Ботвинника
В рамках финской Недели дизайна прошли и десятки других мероприятий, от дизайн-маркета и запуска новой версии передвижного ресторана Hel Yes! до ночи «Печи-Кучи», когда десятки молодых дизайнеров презентовали свои идеи в лаконичном формате «20 слайдов по 20 секунд на каждый». Но особенной эту неделю сделало предвкушение грядущих широкомасштабных событий: Международный совет обществ индустриального дизайна (ICSID) объявил Хельсинки мировой столицей дизайна 2012 года, и финны уже сейчас начали активно готовиться. Они обещают сделать весь столичный метрополис полигоном для смелых идей и начнут с празднования дизайнерского Нового года на главной площади города. А продолжат открытыми конкурсами дизайна, выставками, конференциями, строительством дизайнерских бесконфессиональной часовни и сауны на берегу моря и даже программами в здравоохранении и социальных службах. Рекламный ролик, снятый для оповещения широкой общественности о планах оргкомитета World Design Capital Helsinki 2012, заканчивается словами мэтра финского дизайна Ээро Аарнио: «На самом деле Хельсинки всегда был столицей дизайна». И чтобы в этом убедиться, далеко ехать не надо – Хельсинки совсем рядом
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode