Избранное сообщение

четверг, 22 сентября 2011 г.

Царь и сумасшедший - Камерный театр имени Бориса Покровского открыл юбилейный сезон

Камерный театр имени Бориса Покровского открыл юбилейный сезон


москва, театр, премьера / Александр Полковников в роли Петра I. Похож!  Фото с официального сайта театра
Александр Полковников в роли Петра I. Похож!
Фото с официального сайта театра

Сороковой сезон в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского начался с двух премьер: это опера Густава Альберта Лортцинга «Царь и плотник» и спектакль «Голос», объединяющий раннюю оперу Юрия Буцко «Записки сумасшедшего» и знаменитый «Человеческий голос» Пуленка.

Оригинальный выбор сочинений вполне соответствует духу театра – не идти на поводу у публики, но при этом не дать ей заскучать. Это, конечно, не значит, что оперы здесь идут только комические, скорее те, что в любом случае – будь постановка удачной или не очень – непременно будут обсуждаться и в профессиональном сообществе, и в любительском. Достаточно вспомнить недавний «Бег» по Булгакову – мировую премьеру оперы Николая Сидельникова, эксперты выдвинули этот спектакль на премию «Золотая маска», или возобновление «Похождений повесы» Стравинского, когда за пультом, как несколько десятков лет назад, когда Борис Покровский поставил свой спектакль, снова стоял Геннадий Рождественский.

«Царь и плотник», хотя эта опера и ставилась в царской – когда был снят запрет на представление на сцене членов семьи Романовых, а затем и в советской России (в Ленинграде и Свердловске), очень давно не интересует крупные оперные театры. Между тем это сочинение интересно уже тем, что немецкий композитор написал про русского царя. Добавим, что он, Лортцинг, не был одинок: фигура Петра Первого была популярна на западной сцене: он был героем опер Гретри, Мейербера, Доницетти – словом, крупных европейских композиторов. Сюжет этой комической оперы обыгрывает легенду о том, как Царь под именем Петра Михайлова год работал плотником на голландских верфях, и о том, как его разоблачили. Ряд комических ситуаций (за Петром инкогнито охотятся дипломаты и послы из разных стран) приводит к тому, что за царя принимают другого Петра – как бы сейчас сказали, «откосившего от армии». Еще один заинтересованный – бургомистр Саардама Ван Бетт, мечтающий сорвать куш за поимку таинственного «преступника». Этот самый Ван Бетт – в парике и гольфах цвета голландского флага – держит на себе всю комическую линию, по крайней мере когда в его роли выступает Герман Юкавский: сценические ситуации, скучные и однообразные, моментально оживают. Режиссер Ханс-Йоахим Фрай решил свою постановку в духе застывших фотографий, но, надо сказать, сцены, запечатленные на этих картинах, не всегда примечательны. Скажем, в свадебной сцене хористы берут друг друга под ручку и ходят по кругу. А в сцене приветствия русского «монарха» девушки танцуют в огромных деревянных башмаках (а юноши держат в руках крохотные). Эта забавная сцена висит на волоске: девушки должны взобраться на довольно высокие и не слишком широкие бочки, и не каждая способна удержать и равновесие, и увесистый башмак. А вот художник Виктор Вольский придумал довольно удачную конструкцию – на заднике очень красивые чертежи кораблей, белым по черному. Вращающиеся детали превращают среднюю часть декорации то в уличный проход, то в парус, так что сцена принимает разные формы, а место используется очень экономно
Подробнее:http://www.ng.ru/culture/2011-09-22/8_teatr.html


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode