В Казахстане при консультативной поддержке Международной организации по миграции и других структур в республике в скором времени заработает новый закон по противодействию торговле людьми. Решительные меры принимались властями и до этого, однако злоумышленники находят способы обойти закон, как правило выбирая себе в жертвы наиболее уязвимых людей.
В рабство – по объявлению в соцсетях
30-летний Артур Б. никак не предполагал, что в наше время его поиски работы по объявлению на одном из популярных местных сайтов могут обернуться для него почти двумя годами рабства на одной из животноводческих ферм, которая находится в бескрайней степи в более чем в 200 км от его дома.
«По специальности я электрик и рассчитывал подработать в одном из хозяйств области (Карагандинская область), которое разместило объявление о том, что ищет специалиста. Я созвонился с ними, мы встретились, договорились о работе. Однако, по приезду на ферму мне пришлось выполнять самую грязную и тяжелую работу. Я фактически стал рабом, которого могли избить за любой отказ», – рассказал Артур корреспонденту Службы новостей ООН.
Парень несколько раз пытался сбежать от своих «работодателей», но его ловили, избивали и снова заставляли работать.
Спрятаться в степи, где нет ни холмика, практически невозможно: ты как на ладони
«Спрятаться в степи, где нет ни холмика, практически невозможно: ты как на ладони. Днем отсиживался в оврагах, шел только ночью, но пешим ходом до родного дома осилить 200 километров было нелегко», – рассказал собеседник.
Его спасло то, что он успел шепнуть случайно встретившемуся ему в степи человеку, чтобы тот рассказал о нем полиции. Скорей всего, его просьбу выполнили, так как через некоторое время полицейские наведались на ферму и вызволили Артура из рабства.
Человек без документов
История 40-летнего Евгения Р. еще более ужасающа по своей жестокости. Он родился и вырос в одном из сел в центральном Казахстане. Родители по непонятным причинам не поставили в свое время его на учет как ребенка с ограниченными возможностями. Пока была жива мама, его жизнь в родном доме была безопасной. Но после ее смерти Евгений оказался никому не нужен, без средств к существованию. Подался в областной центр, где стал бомжевать.
Однажды на одной из теплотрасс, где в зимний период обычно спасаются от холода люди без определенного места жительства, его «выловили» злоумышленники, чтобы потом «пристроить» на работу в один из животноводческих отгонов.
Около шести лет Евгения держали в трудовом рабстве на самой черной работе в невыносимых условиях. У него были отморожены пальцы, которые ему там же, на ферме, ампутировали. Так бы продолжалось неизвестно сколько лет, если бы однажды во время одного из совместных рейдов по дальним зимовкам полицейские не стали свидетелями жестокого избиения Евгения его «хозяевами».
Сейчас и Артур, и Евгений вместе с другими такими же друзьями по несчастью находятся в специальном приюте и ждут завершения следственных действий в отношении современных рабовладельцев.
Читайте также: В Казахстане мужчина более 30 лет жил без документов
Только в этом году выявлено 110 случаев
В Казахстане подобные факты незаконной эксплуатации приравнены к торговле людьми. С каждым годом процент выявляемости такого рода преступлений растет. Так, по данным министерства внутренних дел Казахстана, только в этом году за истекший период уже выявлено 110 преступлений, связанных с торговлей людьми. Из них незаконное лишение свободы с целью эксплуатации – 5, торговля людьми – 25, в том числе несовершеннолетними – 16.
По данным Международной организации по миграции (МОМ), вероятность стать жертвой торговли для людей с низким уровнем образования или вообще без образования более чем в 20 раз выше, чем для тех, кто учился в средней школе.
Правоохранительным органам республики в выявлении таких случаев большую поддержку оказывают различные международные структуры и организации, в том числе и МОМ.
Читайте также: МОМ, МВД Казахстана и местные НПО помогают мигрантам вырваться из трудового рабства
Новое вызовы – новые законы
Казахстан, будучи крупной страной центральноазиатского региона, привлекает трудовых мигрантов, приезжающих сюда из соседних стран в поисках работы. Некоторые из них впоследствии становятся жертвами незаконной эксплуатации. По данным Международной организации по миграции (МОМ), республика является в основном страной назначения, транзита и, в меньшей степени, происхождения жертв торговли людьми.
«Основными странами, из которых привозят жертв торговли людьми в Казахстан, являются республики Центральной Азии и некоторые другие страны СНГ. Большинство случаев торговли людьми были выявлены в Астане, Алматы, Карагандинской области, Кызылорде, Актобе, Костанае и Шымкенте», – рассказал Службе новостей ООН субрегиональный координатор МОМ по Центральной Азии, глава миссии МОМ в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане Зейнал Гаджиев.
В последние два-три года в Казахстане в связи с продолжающимся потоком трудовых мигрантов и других приезжих из соседних стран вопрос торговли людьми и незаконной эксплуатации обострился.
Власти Казахстана решили принять отдельный закон по противодействию торговле людьми. В апреле текущего года законопроект «О противодействии торговле людьми» внесен в Мажилис (нижняя палата Парламента).
«Наша организация в числе других международных структур оказывает экспертную и техническую поддержку министерству внутренних дел в разработке проекта этого закона, а также оказывает экспертную и техническую поддержку Мажилису», – отметил Зейнал Гаджиев.
Новый законопроект содержит статьи, которые закрепят права жертв торговли людьми, внедрят оценку рисков этого вида преступлений и обозначат роль НПО, пояснил глава департамента по борьбе с организованной преступностью МВД РК Канат Нурмагамбетов. «Все предложения от нашего ведомства находятся на этапе рассмотрения в Мажилисе», – добавил он.
В фокусе – борьба с торговлей детьми
По словам представителя МВД, особое внимание в новом документе уделяется противодействию торговле детьми – как самой беззащитной категории граждан. По данным ведомства, с начала 2023 года зарегистрировано 16 случаев торговли несовершеннолетними, в основном – новорожденными.
Согласно новому глобальному отчету Международной организации по миграции и Центра здоровья и прав человека имени Франсуа-Ксавье Багну при Гарвардском университете, более половины детей, ставших жертвами торговли людьми, находятся в пределах своей страны. В докладе также показано, что в случаях международной торговли дети в основном вывозятся в соседние, более богатые страны.
«В рамках нового законопроекта будут внесены поправки в Кодекс “О браке и семье”: должностные лица организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны будут информировать прокуратуру о каждом факте оставления новорожденных либо поступлении детей, а также в Кодекс “Об административных правонарушениях” вводится ответственность для должностных лиц и медицинских учреждений за несообщение об оставлении новорожденного», – добавил Канат Нурмагамбетов.
Кроме этого, в настоящее время МВД совместно с министерствами здравоохранения и юстиции разработало механизм присвоения ИИН (индивидуальный идентификационный номер) новорожденному ребенку даже без ФИО, то есть до регистрации акта о его рождении.
«Это позволит вести точный учет всех новорожденных детей, чтобы таким образом их защищать. Эта инициатива в режиме пилотного проекта уже запущена в Казахстане с 19 июня текущего года», – подчеркнул Нурмагамбетов.
В настоящее время, по его информации, МВД разрабатывает проект национального плана на 2024-2026 годы, где прописаны взаимодействия с Международной организацией по миграции и другими международными структурам и НПО. Речь также идет о работе мобильных групп, состоящих из полицейских, представителей министерства труда и социальной защиты населения. Такое объединение усилий на практике уже показало свою эффективность в борьбе с торговлей людьми.
Справочно: Программа МОМ по борьбе с торговлей людьми в Казахстане действуют уже более 20 лет. С 2016 по 2020 годы более двух тысяч жертв торговли людьми получили прямую помощь от организации, включая реабилитационную и реинтеграционную.
https://news.un.org/ru/story/2023/07/1443027