Черноморская зерновая инициатива, согласованная год назад Россией, Турцией и Украиной при посредничестве ООН, позволяет экспортировать миллионы тонн зерна и других продовольственных товаров из портов Украины. По словам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, она играет «незаменимую роль» в обеспечении глобальной продовольственной безопасности.
Реализацией Черноморской зерновой инициативы занимается Совместный координационный центр (СКЦ) в Стамбуле, где работают представители России, Турции, Украины и ООН.
Чего удалось добиться в рамках Черноморской зерновой инициативы с момента ее подписания в июле 2022 года?
За год из трех черноморских портов Украины было экспортировано более 32 млн тонн продовольственных товаров в 45 стран на трех континентах.
Частичное возобновление украинского морского экспорта в рамках Инициативы позволило разблокировать поставки жизненно важных продовольственных товаров и обратить вспять скачок мировых цен на продовольствие, которые достигли рекордных значений незадолго до подписания соглашения.
Индекс цен на продукты питания Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в течение последнего года неуклонно снижался, сократившись более чем на 23 процента по сравнению с пиковым значением в марте 2022 года.
Благодаря Инициативе Всемирная продовольственная программа (ВПП) смогла перевезти более 725 тысяч тонн пшеницы для оказания помощи нуждающимся в Афганистане, Йемене, Кении, Сомали, Судане и Эфиопии.
Цены на продовольствие и инфляция по-прежнему остаются высокими. Как Инициатива помогала миллионам голодающих людей во всем мире?
Хотя мировые цены на продовольственные товары в целом снизились, на доступность продовольствия влияют многие факторы, в том числе обменные курсы. Инициатива помогла вновь подключить продовольствие из Украины к глобальным цепочкам поставок, что способствовало снижению цен на мировых рынках.
В июле 2022 года, когда была объявлена инициатива, индекс продовольственных цен ФАО составлял 140,6. С тех пор он снизился на 11,6 процента и в июне 2023 года составил 122,3 пункта.
За тот же период индекс цен на зерновые культуры снизился на 14 процентов – с 147,3 до 126,6 пункта, в том числе благодаря увеличению мировых поставок, чему способствовала Инициатива.
Почему Черноморская инициатива должна быть продлена?
До войны Украина была одним из ведущих экспортеров зерна и крупнейшим мировым экспортером подсолнечного масла. Украинская продукция и далее должна беспрепятственно поступать на рынки, сдерживая рост цен.
Дефицит продовольствия сказывается на жизни миллионов людей, особенно самых бедных, нанося серьезный удар в области здравоохранения, образования и социальной защиты.
Инициатива позволила частично возобновить поставки на мировой рынок жизненно важных продуктов питания. Она дала украинским фермерам определенную степень уверенности в завтрашнем дне и восстановила ключевые морские пути.
Предназначена ли Инициатива для поставок продовольствия в страны с низким уровнем дохода в Африке и других регионах? Является ли она в первую очередь гуманитарной или коммерческой?
Продукция из Украины продается по всему миру, в том числе в страны, где население испытывает нехватку продовольствия. Грузы могут быть реэкспортированы из первоначальных пунктов назначения. Инициатива не оговаривает, куда должен направляться экспорт. Поставки продовольствия в любую страну, богатую или бедную, помогают успокоить мировые рынки и смягчить инфляцию.
Поставки, осуществляемые Всемирной продовольственной программой в рамках Инициативы, оказывают непосредственную помощь нуждающимся людям в условиях гуманитарных кризисов. По состоянию на июль 2023 года ВПП в рамках Инициативы закупала в Украине 80 процентов всей необходимой ей пшеницы, по сравнению с 50 процентами в 2021 и 2022 годах.
Когда и на какой срок продлевается срок действия Инициативы?
Первоначальный срок действия Черноморской инициативы составлял 120 дней, начиная с 22 июля 2022 года. 18 ноября стороны продлили ее действие еще на 120 дней.
17 марта стороны вновь решили продлить срок действия инициативы, однако Российская Федерация согласилась лишь на 60-дневное продление. 18 мая Россия подтвердила свое участие в сделке еще на 60 дней. В результате продление соглашения назначено на 17 июля.
Организация Объединенных Наций хотела бы, чтобы Инициатива была реализована и продлена на такой срок, который необходим для безопасной и экономически эффективной транспортировки продовольствия из Украины по черноморскому маршруту.
Почему в последние месяцы резко сократился экспорт продовольствия по линии Инициативы?
Экспорт продовольствия в последние месяцы значительно уменьшился из-за снижения темпов проведения инспекций и исключения из Инициативы порта Южный. Если в октябре 2022 года среднесуточный показатель составлял 11 инспекций, то в апреле, мае и июне 2023 года он опускался ниже пяти.
Почему не экспортируется аммиак?
Экспорт удобрений, в том числе аммиака, имеет решающее значение для сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности. Инициатива предусматривает экспорт удобрений, в том числе аммиака Генеральный секретарь ООН подчеркивает важность увеличения поставок удобрений и аммиака для поддержания глобальной продовольственной безопасности, однако до настоящего такой экспорт в рамках Инициативы не осуществлялся.
Экспорт аммиака в рамках Инициативы будет зависеть от возобновления работы аммиакопровода из Тольятти (Российская Федерация) в украинский порт Южный. О повреждении этого трубопровода сообщалось 5 июня, и его текущее состояние неизвестно.
Почему ООН не требует более тщательного досмотра судов для увеличения объемов поставок?
Организация Объединенных Наций по-прежнему твердо привержена реализации Инициативы и ее продлению. Однако для этого необходим консенсус, и все стороны должны договориться о темпах проведения операции.
Инспекции проводятся совместно, все стороны проверяют каждое судно как на входе в порт, так и на выходе. Команда ООН в СКЦ работает со всеми сторонами, пытаясь решить оперативные проблемы.
Как реализуется Инициатива? Почему экспорт из Украины должен проходить через режим досмотра, а экспорт из России – нет?
В обязанности Совместного координационного центра входит содействие безопасному проходу торговых судов, перевозящих зерно, продукты питания и удобрения, включая аммиак, через три украинских порта – Одессу, Черноморск и Южный.
В обязанности СКЦ также входит проверка прибывающих и отплывающих судов на предмет присутствия несанкционированного груза или пассажиров. СКЦ публично отчитывается о перевозках и перемещениях судов в рамках Инициативы.
В рамках Черноморской инициативы не рассматриваются вопросы экспорта из портов Российской Федерации.
https://news.un.org/ru/story/2023/07/1442732