Избранное сообщение

пятница, 18 января 2019 г.

Народ всё оплатит. Для кого вывоз мусора станет "золотым"?

17/01/2019



Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Эксперт — о том, почему буксует мусорная реформа, а тарифы на вывоз отходов вырастают в разы.

В России с 1 января действуют новые правила вывоза мусора: в деле должны быть только крупные региональные операторы вместо множества небольших компаний, а захоронение отходов в городской черте запрещено. И теперь в платёжке за «коммуналку» вывоз мусора — отдельная графа со своими тарифами.

Сколько мы теперь будем платить и почему, несмотря на полезные нововведения, регионы тонут в отходах, АиФ.ru рассказал директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Екатерина Барова, АиФ.ru: Почему неплохая, на первый взгляд, реформа далеко не всем нравится?

Никита Исаев: Цель всех этих нововведений — усилить контроль за вывозом мусора и эффективнее бороться с нелегальными свалками. Теперь сразу можно отследить, кто выгружает отходы где попало. Проблема эта в стране в последнее время весьма актуальна. Например, в Челябинской области после сентябрьского мусорного коллапса из-за закрытия городского полигона в окрестностях города стали появляться несанкционированные свалки. И за 42 компаниями, занимающимися вывозом мусора, уследить было практически невозможно. Так что, на первый взгляд, всё выглядит разумно.

Новые правила уже начали действовать в 69 регионах страны. Ну как действовать... Где-то с тарифами не разобрались, где-то полигоны не готовы, где-то масса других накладок. В упомянутой Челябинской области, где вроде бы всё готово к вывозу мусора по новым правилам, всплыла проблема, о которой никто ранее и не говорил: компании и предприятия не успели заключить новые договоры с региональным оператором. В регионе действует 11 000 компаний, которым требуется вывоз мусора, но к 1 января только у 200 из них были на руках заключенные договоры. А все остальные либо копят кучи отходов, либо в авральном режиме пытаются договориться с единственным региональным оператором чуть ли не под честное слово, чтобы начать вывоз мусора.

— Наверное, такие накладки вполне допустимы при запуске нововведений?

— Дело не в этом. Новая система уборки мусора сырая и состоит из различных «заплаток» и полумер. К середине декабря, за 2 недели до старта всех изменений, новые тарифы были установлены только в 35 регионах. Остальные же были вынуждены или в спешке утверждать новые тарифы без разбора в последние рабочие дни года, или же вообще начинать сотрудничество с региональным оператором на неопределённых условиях. В Волгоградской области утвердили тарифы 20 декабря, в Воронежской — 24 декабря, в Ростовской — 25 декабря, а Тверская область определилась с тарифами только 15 января. А в Омске, например, всё еще рассматривают поданную заявку.

Так отчаянно входить в новый режим работы, не имея представления о тарифах, региональный оператор может только в том случае, если уверен, что региональные власти согласуют ту стоимость вывоза мусора, которую им назовут. В общем, для этого нужны тесные отношения оператора и властей. Вот как выглядит ситуация в том же Челябинске: региональный оператор ООО «ЦКС» учреждён двумя компаниями, которые так или иначе имеют отношение к губернатору Борису Дубровскому. Ну как здесь самому с собой-то не договориться о тарифах?

— Я так понимаю, что, когда мы говорим о деньгах, речь идёт не столько о том, как «наварятся» чиновники, сколько о том, во что это обойдется населению, то есть нам с вами?

— Тарифы на вывоз мусора — больной вопрос для многих жителей. И по старой доброй традиции больше всего пострадают семьи с небольшими доходами и скромным уровнем жизни. Если раньше во многих регионах стоимость вывоза мусора зависела от площади квартиры, то теперь тариф рассчитывается на каждого жителя вне зависимости от квадратуры. И если, допустим, пара без детей живёт в большой (а соответственно, дорогой) квартире, то их расходы по новым правилам могут и вовсе не вырасти. Совсем иначе дела обстоят, если, скажем, в одной хрущёвке ютится большая семья из 2-3 поколений: от внуков до бабушки с дедушкой. Вот им выставят новый счёт по полной! Социальная справедливость по-русски, жестокая и беспощадная... Осенью в Госдуме уже предупреждали, что, например, в Иркутской области расходы на вывоз мусора для среднестатистической семьи из 3 человек вырастут в 4,4 раза!

— Кроме того, что для нас мусор станет золотым, его кое-где просто не вывозят. Почему?

— Некоторые регионы уже столкнулись с рядом непреодолимых проблем. В Забайкальском крае мало того что длившиеся месяц переговоры с региональным оператором о тарифах закончились ничем, так ещё власти были вынуждены признать неготовность мусорной инфраструктуры для работы по новым правилам. В результате там реформу отложили до 2020 года. Красноярску повезло меньше: там тарифы были утверждены заранее (18 декабря), но полноценная работа региональных операторов 1 января так и не началась. Даже спустя 2 недели город продолжает утопать в мусоре. Активисты даже были вынуждены устроить акцию: сидеть в администрации до тех пор, пока к ним не выйдет мэр Красноярска Сергей Ерёмин. Предварительно мэру было направлено предложение встретиться с горожанами. Но тот предпочёл концерт классической музыки. Похожая ситуация с мусорными завалами сложилась и в Новосибирской области: там пришлось привлекать муниципальные службы для расчистки помоек. И за это платят люди: раньше в регионе брали от 1,5 до 2,3 рубля за кв. метр жилья (максимум 126,5 рубля за квартиру в 55 кв. м). Теперь та же самая семья из трёх человек в той же квартире вынуждена платить 277,26 рубля. Платят в 2 с лишним раза больше, а где же сервис?!

В бедной Хакасии тоже всё невесело: новый тариф в 137 рублей с человека, который там установила столичная компания, увеличит расходы населения примерно в 3 раза. К слову, хакасский филиал компании ООО «Аэросити-2000», занимающейся вывозом мусора, возглавил не абы кто, а бывший заместитель министра природных ресурсов республики Владимир Кыров.

— Получается, что идея реформировать мусорную сферу сама по себе не так плоха, но отдельные регионы ее саботируют?

— В каждом регионе свои проблемы, свои отношения властей и региональных операторов, но есть тенденции, которые объединяют всех. Во-первых, это монополизация рынка. Теперь в принципе невозможна конкуренция. А значит, мусороуборщики могут устанавливать любой тариф: если власти не согласятся, то город утонет в мусоре и информация об этом тут же всплывёт на федеральный уровень. Архангельский протест в декабре показал: люди не намерены терпеть свалки у себя под боком.

Также нет никаких конкретных планов на будущее. Сейчас привлекли региональных операторов, которые в теории будут свозить мусор на разрешённые полигоны. А дальше что? Даже в пояснительной записке к закону о мусорной реформе говорится, что строительство мусороперерабатывающих заводов — длительный процесс, поэтому нет планов по дальнейшему обращению с мусором и формированию тарифов.

Также временно разрешили использовать прежние полигоны, даже если они находятся в городе и не входят в соответствующий реестр. Достаточно формально провести общественные слушания, о которых никто не узнает, — и сваливай мусор где угодно.

Вывод один: в таком виде мусорная реформа выгодна только региональным операторам и заинтересованным чиновникам, потому что тарифы подняли, от конкуренции избавились, но, по сути, ничего не поменялось. Не с того начали. Первостепенной должна быть программа развития раздельного сбора мусора и его переработки. Если компаниям будет выгоднее сдать мусор на переработку, то его не станут сваливать на несанкционированные свалки. А переработка может быть выгодной: Швеция, например, уже не первый год импортирует мусор.



http://ecoportal.su/news.php?id=100994
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode