15 июня 2017 г.
Двадцать шестого мая 2017 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультацию 2017 года с Туркменистаном в соответствии со Статьей IV [1] .
Туркменистан, являющийся крупным производителем природного газа, продолжает адаптироваться к сложным внешним условиям, включая устойчиво низкие цены на нефть и газ и замедление экономической активности в странах — торговых партнерах. Темпы роста остаются стабильными, свыше 6 процентов в течение примерно последних двух лет, чему способствует повышение объемов экспорта природного газа в Китай, расширительная кредитная политика и промышленная политика замещения импорта и развития экспорта. Дефицит государственного бюджета находится на низком уровне, 1¼ процента ВВП в прошлом году, но дефицит счета текущих операций увеличился до 21 процента ВВП.
Официальные органы приступили к корректировке политики с учетом снизившихся цен на нефть и газ. Меры, принятые за последние год-два, включают сокращение государственных инвестиций, пошаговое снижение курса валюты и разовое повышение тарифов на коммунальные услуги. Органы государственного управления также усилили работу по развитию национальной производственной базы. Были приняты масштабные планы по увеличению добычи газа, строительству новых трубопроводов, развитию нефтехимической промышленности, расширению добычи и переработки природных ресурсов помимо углеводородов и поддержке развития частного сектора.
Ожидается, что в следующие несколько лет макроэкономические показатели Туркменистана будут оставаться неровными, включая продолжение роста, умеренную инфляцию и сбалансированный бюджет, но при этом сохраняющееся внешнее давление. Прогнозируется небольшое ускорение роста, с 6,2 процента в прошлом году до 6,5 процента в 2017 году. Инфляция, по прогнозу, будет оставаться умеренной, на уровне примерно 6 процентов, а государственный бюджет, как ожидается, будет оставаться близким к сбалансированному. Вместе с тем, прогнозируется, что внешний дефицит будет оставаться значительным, примерно 11 процентов в среднесрочной перспективе, при сохранении низких цен на нефть и газ и очень высоких уровнях государственных инвестиций.
Оценка Исполнительного совета [2]
Исполнительные директора положительно оценили принятые официальными органами меры политики за последние два года для содействия стабильному росту и адаптации к неблагоприятным внешним условиям, особенно к снижению цен на нефть и газ. Вместе с тем, Директора отметили сохранение значительных внешних дисбалансов и подчеркнули необходимость в дополнительной корректировке экономической политики, чтобы снизить дефицит счета текущих операций, наряду с проведением реформ для обеспечения уверенного, устойчивого и всеобъемлющего роста.
Директора считали, что снижение дефицита счета текущих операций является приоритетной задачей на ближайший период. Они сошлись во мнении, что пакет мер политики, включающий сокращение расходов на государственные инвестиции, замедление роста кредита и снижение обменного курса, способствовал бы проведению необходимой корректировки политики. Директора подчеркнули необходимость защиты уязвимых слоев населения в процессе такой корректировки. На данном этапе режим фиксированного обменного курса остается обоснованным, но в среднесрочной перспективе большая гибкость обменного курса помогла бы адаптироваться к внешним шокам и изменениям макроэкономических условий и при этом заложить основу для модернизации основы денежно-кредитной политики. Отмена валютных ограничений на текущие международные операции помогла бы повысить экономическую эффективность.
Директора подчеркнули, что низкие цены на нефть и газ требуют проведения структурных реформ для содействия дальнейшей экономической диверсификации и развитию частного сектора. Они рекомендовали далее улучшать деловую и нормативно-правовую среду, решительно двигаться в направлении реформирования и приватизации государственных предприятий, сократить государственные инвестиции и сделать их более эффективными и продолжать уделять приоритетное внимание социальной защите и развитию человеческого капитала. В более общем плане, они считали, что следует постепенно снижать роль государства в планировании и координации экономической деятельности.
Директора рассчитывали на проведение запланированной комплексной реформы финансового регулирования для приведения нормативно-правовой системы Туркменистана в соответствие с Базельскими стандартами. Ввиду высоких темпов роста кредита и практики директивного кредитования проектов с ведущей ролью государства директора считали целесообразным ужесточить пруденциальные требования, рационализировать процесс отбора кредитных проектов и повышать осведомленность о валютном риске, наряду с совершенствованием корпоративного управления и управления рисками в банках.
Директора рекомендовали официальным органам устранять пробелы в данных и шире распространять бюджетную, финансовую и внешнеэкономическую статистику страны. Это помогло бы всем заинтересованным кругам лучше понимать макроэкономические тенденции и намерения официальных органов в отношении политики, стимулировало бы иностранные инвестиции и облегчило бы доступ к мировым финансовым рынкам.
Туркменистан: Отдельные экономические показатели, 2015–2018 годы
Оценка
|
Оценка
|
Прогноз
| |||
2015
|
2016
|
2017
|
2018
| ||
Объем производства и цены
|
(Изменение в процентах за год)
| ||||
Реальный ВВП
|
6.5
|
6.2
|
6.5
|
6.3
| |
Реальный углеводородный ВВП
|
0.1
|
-4.8
|
4.3
|
7.5
| |
Реальный неуглеводородный ВВП
|
9.4
|
11.4
|
7.4
|
5.8
| |
Потребительские цены (средние за период)
|
7.4
|
3.6
|
6.0
|
6.2
| |
Инвестиции и сбережения
|
(В процентах от ВВП)
| ||||
Валовые инвестиции
|
47.0
|
47.0
|
42.0
|
40.0
| |
В т.ч.: Государственный бюджет
|
6.6
|
2.8
|
2.4
|
2.5
| |
Валовые сбережения
|
32.9
|
26.0
|
29.2
|
28.4
| |
Бюджетный сектор
|
(В процентах от ВВП)
| ||||
Сальдо государственного бюджета
|
-0.7
|
-1.3
|
-0.7
|
0.2
| |
Доходы
|
16.5
|
12.8
|
12.4
|
13.1
| |
Расходы
|
17.2
|
14.1
|
13.1
|
12.9
| |
Неуглеводородное первичное сальдо государственного бюджета (в процентах от неуглеводородного ВВП)
|
-8.4
|
-5.3
|
-5.6
|
-4.7
| |
Денежно-кредитный сектор
|
(Изменение в процентах за 12 месяцев, если не указано иное)
| ||||
Кредит экономике
|
39.4
|
24.0
|
19.0
|
18.0
| |
Отношение кредита к ВВП
|
45.2
|
55.9
|
56.8
|
60.1
| |
Широкая денежная масса, включая валютные депозиты в ЦБТ
|
16.1
|
9.4
|
9.3
|
7.0
| |
Реальный эффективный обменный курс
|
0.5
|
9.3
|
…
|
…
| |
External sector
|
(В процентах ВВП, если не указано иное)
| ||||
Экспорт товаров (в млн долл. США)
|
12,164
|
7,519
|
10,113
|
11,227
| |
Импорт товаров (в млн долл. США)
|
14,051
|
13,177
|
13,022
|
13,642
| |
Сальдо счета текущих операций
|
-14.0
|
-21.0
|
-12.8
|
-11.6
| |
Прямые иностранные инвестиции
|
8.5
|
6.2
|
4.5
|
3.6
| |
Совокупный внешний долг государственного сектора
|
19.4
|
23.9
|
24.3
|
27.6
| |
Источники: официальные органы Туркменистана; оценки и прогнозы персонала МВФ.
|
[1] В соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, МВФ проводит с государствами-членами двусторонние обсуждения, обычно каждый год. Группа сотрудников МВФ приезжает в страну, собирает экономическую и финансовую информацию и обсуждает с официальными органами страны изменения в экономике и экономическую политику. По возвращении в штаб-квартиру МВФ персонал готовит доклад, который составляет основу для обсуждений Исполнительного совета.
[2] По завершении обсуждения Директор-распорядитель МВФ как председатель Совета резюмирует мнения исполнительных директоров, и это резюме направляется официальным органам страны. Разъяснение любых количественных наименований, используемых в таких резюме, см. по адресу:
http://www.imf.org/ru/News/Articles/2017/06/16/pr17226-imf-executive-board-concludes-2017-article-iv-consultation-with-turkmenistan
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode