15 декабря 2016 г.
Утверждение обзора Советом позволяет немедленно предоставить стране примерно 12,9 млн долларов США.
Осмотрительная макроэкономическая политика и структурные реформы принципиально важны для восстановления буферных резервов и повышения устойчивости экономики.
Необходимо принять дополнительные изменения к Закону «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» в целях повышения независимости центрального банка, укрепления системы урегулирования банков и сохранения стабильности финансового сектора.
Четырнадцатого декабря 2016 года Исполнительный Совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил третий обзор экономических показателей Кыргызской Республики в рамках реализации трехлетней договоренности об использовании Расширенного кредитного механизма (ЕКФ). Утверждение договоренности Советом позволяет незамедлительно предоставить средства в размере 9,514 млн СДР (примерно 12,9 млн долларов США). В результате общий объем фактически предоставленных средств в рамках договоренности составит 38,056 млн СДР (примерно 51,5 млн долл. США). Договоренность по ЕКФ на сумму 66,6 млн СДР (примерно 92,4 млн долларов США) была утверждена 8 апреля 2015 года (см. Пресс-релиз № 15/165).
После обсуждения на Исполнительном совете г-н Чжан Тао, заместитель директора-распорядителя и исполняющий обязанности председателя, сделал следующее заявление:
«В то время как давление на экономику становится более умеренным, краткосрочные перспективы остаются сложными. Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и слабый внутренний спрос ограничивают перспективы экономического роста. Факторы уязвимости долговой ситуации и финансового сектора остаются повышенными. На этом фоне следование осмотрительной макроэкономической политике и неуклонное проведение структурных реформ имеют решающее значение для восстановления буферных резервов и повышения устойчивости экономики. Несмотря на то, что программа сталкивается с существенными внутренними и внешними рисками, среди которых снижение цен на биржевые товары, медленное восстановление экономики региона и отклонение от намеченной экономической политики в преддверии президентских выборов 2017 года, показатели выполнения официальными органами предыдущих договоренностей и их приверженность принятым на себя обязательствам относительно мер политики должны послужить достаточной защитой от этих рисков.
Невзирая на сложную ситуацию, официальные органы Кыргызской Республики смогли выполнить большую часть обязательств, взятых в рамках программы. Были выполнены все количественные критерии реализации и ориентировочные целевые показатели, установленные на июнь, и также были достигнуты все структурные контрольные показатели, за исключением двух.
Полная приверженность поддерживающей рост бюджетной консолидации, предусматриваемой в рамках программы, имеет ключевое значение для поддержания устойчивой динамики государственных финансов. Усилия по проведению консолидации должны опираться на надежные и постоянные меры в области доходов и расходов. Повышение налоговых доходов, снижение расходов на оплату труда, оптимизация неприоритетных расходов и совершенствование основы управления государственными инвестициями имеют решающее значение для восстановления буферных резервов и уменьшения факторов уязвимости долговой ситуации. Более того, введение налогово-бюджетного правила окажет поддержку усилиям властей, направленных на обеспечение налогово-бюджетной дисциплины.
НБКР следует продолжать проводить двустороннюю политику гибкого обменного курса и осуществлять интервенции исключительно в целях сглаживания чрезмерной волатильности сома. Приветствуется планируемый постепенный переход к режиму таргетирования инфляции.
В то время как в принятом Законе «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» содержатся некоторые положительные изменения, отказ Парламента от ключевых положений и недавнее внесение изменений ослабляют этот Закон. В целях укрепления независимости центрального банка, дальнейшего усовершенствования системы урегулирования банков и сохранения стабильности финансового сектора в текущих неблагоприятных экономических условиях потребуется внести в Закон «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» предусмотренные поправки».
Кыргызская Республика: отдельные социально-экономические показатели, 2015–2021 годы
| |||||||||
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |||
Оценка
|
Прогнозы
| ||||||||
Номинальный ВВП (в миллиардах сомов)
|
430.5
|
452.0
|
486.2
|
518.5
|
569.9
|
622.7
|
674.7
| ||
Реальный ВВП (рост в процентах)
|
3.5
|
2.6
|
2.3
|
2.9
|
5.9
|
5.3
|
4.3
| ||
Реальный ВВП без учета золота (рост в процентах)
|
4.5
|
2.4
|
2.8
|
3.5
|
3.9
|
4.5
|
5.0
| ||
Потребительские цены (проц. изменение за 12 мес., на конец периода)
|
3.4
|
1.5
|
4.7
|
5.5
|
5.2
|
5.1
|
5.0
| ||
Потребительские цены (проц. изменение за 12 мес., в среднем)
|
6.5
|
0.8
|
5.2
|
5.2
|
5.0
|
5.0
|
5.0
| ||
Финансы сектора гос. управления (в проц. ВВП) 1/
| |||||||||
Доходы
|
35.6
|
38.0
|
36.3
|
35.4
|
35.1
|
35.0
|
35.2
| ||
В том числе: налоговые доходы
|
19.1
|
21.6
|
21.9
|
22.1
|
22.3
|
22.5
|
22.7
| ||
Расходы
|
30.1
|
32.5
|
30.5
|
29.7
|
29.3
|
28.9
|
28.9
| ||
Валовое операционное сальдо
|
5.5
|
5.5
|
5.7
|
5.7
|
5.8
|
6.1
|
6.3
| ||
Чистое приобретение нефинансовых активов
|
6.6
|
10.0
|
8.7
|
7.2
|
7.3
|
7.6
|
7.8
| ||
Общее сальдо (чистое кредитование/заимствование)
|
-1.2
|
-4.5
|
-3.0
|
-1.6
|
-1.5
|
-1.5
|
-1.5
| ||
Общее сальдо, включая перекредитование
|
-3.2
|
-7.9
|
-6.2
|
-4.0
|
-3.0
|
-1.5
|
-1.5
| ||
Совокупный государственный долг 2/
|
65.0
|
62.1
|
64.2
|
65.5
|
64.2
|
62.0
|
60.3
| ||
Банковский сектор
| |||||||||
Резервные деньги (изменение в процентах на конец периода)
|
4.0
|
27.7
|
9.7
|
9.3
|
8.6
|
8.1
|
7.8
| ||
Широкая денежная масса (проц. измен., конец пер.)
|
14.9
|
16.1
|
12.5
|
10.9
|
10.8
|
9.7
|
8.8
| ||
Кредит частному сектору (проц. изменение, на конец периода)
|
17.2
|
1.5
|
11.2
|
14.1
|
14.4
|
11.4
|
10.4
| ||
Кредит частному сектору (в процентах ВВП)
|
22.4
|
21.6
|
22.3
|
23.9
|
24.9
|
25.4
|
25.8
| ||
Внешний сектор
| |||||||||
Сальдо счета текущих операций (в процентах ВВП)
|
-10.9
|
-10.0
|
-13.6
|
-13.8
|
-11.9
|
-11.7
|
-11.5
| ||
Рост экспорта (процентное изменение)
|
-21.5
|
-0.1
|
6.0
|
5.6
|
14.3
|
10.3
|
4.7
| ||
Рост импорта (процентное изменение)
|
-27.1
|
-0.1
|
10.4
|
5.6
|
6.0
|
5.9
|
4.2
| ||
Валовые международные резервы (в млн долл. США)
|
1,468
|
1,680
|
1,745
|
1,856
|
2,069
|
2,196
|
2,320
| ||
Валовые резервы (в месяцах импорта след. года, на конец периода)
|
3.7
|
3.8
|
3.8
|
3.8
|
4.0
|
4.1
|
4.1
| ||
Непогашенный внешний гос. долг (в процентах ВВП)
|
63.6
|
60.7
|
63.0
|
64.4
|
63.1
|
61.1
|
59.4
| ||
Источники: официальные о
|
Источники: официальные органы Кыргызской Республики, оценки и прогнозы персонала МВФ.
1/ Сектор государственного управления включает финансы органов государственного управления и Социального фонда. К органам государственного управления относятся центральное правительство и местные органы управления.
2/ Рассчитано по обменному курсу на конец периода.
Департамент общественных коммуникаций МВФ
ОТДЕЛ ПО СВЯЗЯМ С СМИ
СОТРУДНИК ПРЕСС-СЛУЖБЫ:
ТЕЛЕФОН:+1 202 623-7100АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ: MEDIA@IMF.ORG
http://www.imf.org/ru/News/Articles/2016/12/15/PR16559-Kyrgyz-Republic-IMF-Executive-Board-Completes-the-Third-Review-under-ECF
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode