Павел Хилов 14.12.16
Вчера, 13 декабря, на сайте Совета Безопасности Российской Федерации для общественного обсуждения представлен проект новой версии Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Обсуждение проекта продлится до 25 декабря 2016 года.
Как сказано в документе, Стратегия станет основой для определения целей, задач и мер внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий для развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов. Предусматривается, что после утверждения положения документа будут обязательными для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Напомним, в 2008 году была утверждена Стратегия развития информационного общества, действовавшая до 2015 года, одной из основных задач которой являлось формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление на ее основе качественных услуг в различных сферах жизни и государственного управления.
Стратегия декларирует в качестве основного направления развития информационного общества — создание общества, основанного на знаниях, в основе которого должна быть возможность получения с помощью информационных технологий качественной, достоверной и безопасной информации. Цель Стратегии, как сказано в документе, — «создание государством условий для формирования в Российской Федерации общества, которое стремится к получению, производству и распространению знаний и направляет их на развитие экономики, государства и граждан с учётом приоритетов национальной безопасности».
Базовыми принципами Стратегии являются соблюдение прав и свобод человека по доступу к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний, сохранение возможности использования традиционных (альтернативных цифровым) форм получения услуг и товаров, приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на этих ценностях социальных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации в отношении граждан, обеспечение государственной защиты российских граждан в информационном пространстве.
Приоритеты развития информационного общества, согласно документу, таковы:
формирование информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях;
развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, повышение уровня их конкурентоспособности на международном уровне;
формирование новой технологической основы для экономики и социальной сферы;
создание механизмов цифровой экономики с учетом интересов государства и общества.
По каждому из приоритетных направлений в Стратегии сформулированы цели и задачи.
Информационное пространство знаний
Формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных между собой знаний, создания безопасной информационной среды для детей, поддержки распространения русского языка в информационном пространстве.
Развитие информационной инфраструктуры
Документ определяет следующие уровни информационной инфраструктуры:
программное обеспечение и сервисы, предоставляемые через сеть Интернет;
информационные системы и центры обработки данных граждан и организаций;
сети связи (линии и средства связи, инфраструктура российского сегмента сети Интернет, технологические и выделенные сети связи, сети и оборудование Интернета вещей).
Читать также «Опубликован законопроект о единой инфраструктуре электронного правительства» >>>
Согласно проекту, для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры необходимо обеспечить централизованное государственное регулирование, мониторинг и управление функционированием инфраструктуры, поэтапный переход государственных органов власти и органов местного самоуправления к использованию единой инфраструктуры электронного правительства, использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии органов власти между собой и с гражданами и организациями, определение порядка подключения критически важных объектов к информационной инфраструктуре, замещение импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы в информационной инфраструктуре Российской Федерации, технологическую и производственную независимость и информационную безопасность.
Читать также «Президент поручил правительству перевести органы власти всех уровней на защищённое взаимодействие и работу в единой инфраструктуре электронного правительства» >>>
Для создания технологически независимых от зарубежных производителей сервисов и ПО предусматривается разработка отечественного общесистемного и прикладного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств, в том числе на основе больших данных, облачных технологий и Интернета вещей и их использование в органах государственной власти, в компаниях с государственным участием, в органах местного самоуправления, в том числе за счет создания справедливых условий ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков.
В части защиты данных Стратегией предусмотрено совершенствование регулирования в области обеспечения безопасной обработки информации (в т.ч. поиск, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение), обеспечение баланса между внедрением своевременных технологий обработки информации и защитой законных прав граждан, включая личную и семейную тайны, упорядочивание алгоритмов обработки данных и доступа к таким данным третьих лиц, государственное регулирование и координация создания и ведения информационных ресурсов в Российской Федерации.
Для поддержки эффективной работы сетей связи документ предлагает создание централизованной системы мониторинга и управления единой сетью электросвязи Российской Федерации, обеспечение возможности устойчивого и независимого функционирования российского сегмента сети Интернет, минимизацию использования зарубежного оборудования.
Создание отечественных информационных и коммуникационных технологий
Документ формулирует основные направления развития российских инфокоммуникационных технологий. Таковыми являются (перечень неисчерпывающий, в документе сказано, что он может изменяться):
конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
обработка больших объёмов данных;
развитие искусственного интеллекта;
доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
«облачные» и «туманные» вычисления;
«интернет вещей» и «индустриальный интернет»;
робототехника и биотехнологии;
радиотехника и электронная компонентная база;
информационная безопасность.
В документе приведены также ключевые направления деятельности по повышению конкурентоспособности российской ИКТ-отрасли.
Новая технологическая основа в экономике и социальной сфере
Как сказано в Стратегии, основными задачами в сфере IT для развития социальной сферы и системы государственного управления являются:
реализация проектов, повышающих доступность качественных и удобных медицинских услуг и товаров;
создание платформ дистанционного обучения, улучшающих доступность качественных образовательных услуг;
развитие механизмов предоставления финансовых услуг в электронном виде;
создание российскими предприятиями условий для роста числа граждан, занятых удалённо (в том числе путём введения налоговых льгот);
совершенствование механизмов электронной демократии.
Цифровая экономика
Как говорится в новой версии документа, для нового этапа развития экономики характерно возникновение цифровой экономики — деятельности, в которой ключевыми факторами производства являются данные, а технологии их обработки становятся главными способами повышения ее эффективности. Конкурентным преимуществом обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объёмов данных.
См. также «Разработка программы «Цифровая экономика», Интернет в больницы, льготы IT-компаниям – президент дал поручения по итогам послания Федсобранию» >>>
Проектом Стратегии предполагается создание условий для развития крупных отечественных компаний ИКТ-отрасли (в том числе создание кросс-отраслевых консорциумов на базе крупнейших отечественных интернет-компаний, банков, операторов связи, операторов платёжных систем, участников финансового рынка), поддержка выхода на зарубежные рынки продукции и услуг отечественных компаний, создание условий для локализации на территории Российской Федерации производств зарубежных компаний, определение порядка доступа компаний к данным граждан и организаций (в том числе из государственных информационных систем), обеспечение защиты от несанкционированной и незаконной трансграничной передачи данных иностранным компаниям, обеспечение прозрачности для государства всех трансграничных платежей, ограничение доступа к программному обеспечению, товарам и услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет, лицам на территории Российской Федерации, иностранными компаниями, не соблюдающими российское законодательство. Иностранные компании, оказывающие услуги на территории Российской Федерации, должны создавать свои российские представительства в партнёрстве с крупными российскими организациями на паритетных условиях.
На международном уровне для достижения целей Стратегии предполагается отстаивать суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальных сегментах Сети, противодействовать использованию сети Интернет в военных целях, и осуществлять интеграцию отечественных стандартов в сфере ИКТ в соответствующие международные стандарты.
Отдельно в проекте Стратегии определены условия и принципы сотрудничества российских организаций с иностранными партнерами. Условия, в том числе, предусматривают хранение информации обо всех операциях и обработка данных на серверах и в базах данных, расположенных в Российской Федерации, соблюдение требований идентификации, подтверждения достоверности и подлинности, осуществление расчётов через российскую платежную систему, ограничения на оказание на территории РФ финансовых услуг иностранными организациями.
В 2014 году о необходимости разработки обновленной Стратегии заявил помощник президента РФ Игорь Щёголев, выступая на коллегии Минкомсвязи России.
В марте этого года о предстоящей в 2016 году в соответствии с поручением президента корректировке Стратегии развития информационного общества сообщил начальник Управления президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрей Липов.
По его словам, необходимость изменений в Стратегии вызвана тем, что «информационные технологии шагнули вперёд, оснащённость предприятий, органов власти, государства в целом техническими решениями в этой сфере значительно выросла, изменились внешние вызовы и внутренние возможности, взят курс на импортозамещение».
http://d-russia.ru/opublikovan-proekt-novoj-strategii-razvitiya-informatsionnogo-obshhestva-obsuzhdenie-prodlitsya-do-25-dekabrya.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode