Избранное сообщение

понедельник, 13 февраля 2012 г.

In memoriam



Первопроходец и собиратель талантов

2012-02-13

колосов, некролог / Сергея Колосова при жизни называли патриархом российского телевидения.Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Сергея Колосова при жизни называли патриархом российского телевидения.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
В субботу на 91-м году ушел из жизни режиссер Сергей Колосов, автор любимых многими поколениями советских и российских зрителей фильмов, супруг замечательной актрисы Людмилы Касаткиной.
В профессиональной среде имя Сергея Колосова произносится с особым значением. Практики и теоретики кино и телевидения знают, что вклад Сергея Николаевича в развитие экранных видов не исчисляется только названиями его собственных картин (хотя их было бы более чем достаточно для славы!). Колосов стоял у истоков отечественного телевизионного кино, он же задал в этом жанре такую высокую планку, что советские телесериалы и сегодня нас поражают качеством. Именно Колосов в 1964-м снял первый отечественный многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя». Потом – «Операцию «Трест», «Мать Марию». Были и недлинные истории, но какие! «Душечка» в 1966-м, дебютный фильм «Большое сердце». И, конечно, «Укрощение строптивой». Сегодня это наша классика, признанная киноведами и даже шекспироведами всего мира, а тогда, в 1961 году, телепостановка шекспировской комедии казалась смелой новацией. Укрощалась недавняя укротительница тигров, любимица советской публики Людмила Касаткина, жена режиссера. Роль Катарины принесла ей признание серьезной публики, перевела из статуса задорной блондинки-инженю в ранг большой актрисы. Вообще Колосов снимал Ксаткину практически во всех своих фильмах – и слава богу. Теперь созданные их усилиями образы – чеховская Душечка, партизанка Аня Морозова из сериала «Вызываем огонь на себя», Зинаида из фильма «Помни имя свое», мать Мария, Катарина – золотой фонд искусства киноактера. Имеющая славу аткрисы с характером, в картинах Колосова Людмила Ивановна Касаткина открывалась какими-то совершенно неожиданными гранями, готова была быть самой разной – такой, какой нужна была режиссеру в каждой новой роли, и этот союз совершенно точно был полезен, необходим им обоим: и режиссеру, и его актрисе, ставшей музой Колосова.
Также в разделе:
Женское лицо войны и мужской фаллос "Войны"
В Берлине продолжается международный кинофестиваль, на этот раз очень спокойно
Прибытие звука
Завтра в наш прокат выходит "Артист" Мишеля Хазанавичуса
Она – звезда!
Исполняется 110 лет со дня рождения Любови Орловой
В 1995 году, когда была создана Российская академия телевидения, Сергея Колосова избрали в первую же группу академиков, а в 1996-м наградили премией ТЭФИ «за личный вклад в развитие российского ТВ». Приза с такой формулировкой нет больше ни у кого.
С 1965 года Колосов возглавлял на «Мосфильме» объединение «Телефильм» и, по сути, своими руками создал ту отрасль, без которой сегодня невозможно себе представить телеэфир. На «Мосфильм» он пришел, уже будучи крепким, интересным режиссером театра (а в театр и до того в ГИТИС пришел он, как многие его славные сверстники, с фронта).
Потому так любили его актеры – работал с ними Колосов, как в театре, «вручную», невзирая на суету и особый ритм кинопроизводства. Во вверенное ему объединение привлекал талантливых (зачастую и опальных) людей. На колосовском «Телефильме» снимали свои фильмы Марк Захаров и Эльдар Рязанов.
Объединение дало возможность раскрыться тонкому мастеру Евгению Ташкову – он снял на «Телефильме» ставшие классическими сериалы «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства». Снимали у Колосова Юлий Карасик («Стакан воды») и Михаил Швейцер («Мертвые души», «Маленькие трагедии»). Именно на «Телефильме», под крылом Колосова, взяли старт те постановщики, которые потом составят основной – и очень крепкий – корпус отечественной режиссуры телекино: Валерий Усков и Владимир Краснопольский, Леонид Квинихидзе, Александр Прошкин, Константин Худяков, Леонид Марягин и Светлана Дружинина. Сергей Николаевич Колосов прожил очень длинную и насыщенную жизнь, и звучащие в дни прощания слова о том, что память о нем будет долгой, – не фигура речи, а искренняя уверенность многих благодарных ему людейhttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode