Избранное сообщение

понедельник, 20 февраля 2012 г.

В.Сидоренко: Последний миниатюрист Бухары - Садриддин Почаев


13:38 19.02.2012

Последний миниатюрист Бухары

В Старой Бухаре проживало много мастеров, которые охватывали собой все художественные ремесла Бухары. В числе их были люди разных профессий. Перечень фамилий каждого из них едва ли скажет что-либо о достоверности имеющихся сведений, но о некоторых из них сказать надо обязательно.

Необходимо рассказать о последнем миниатюристе Бухары усто Садриддине Почаеве (1873-1948). Расскажу так, как поведал однажды свою родословную сам Почаев.

Звали его, собственно, Садриддин бини Поччо (Почаев). Его отец был крестьянином из селения Чоршамбе, близ Рометана. Рано осиротев, он уже с четырех лет был пастухом у дяди. Восьми лет мать отдала его в ученики к усто Миразиму, бухарскому заргару, имевшему дом в гузаре Токбандон. Некоторые его сверстники оставались на положении учеников двадцать-тридцать лет. Все зависело от мастера и его воли. Садриддин Поччо оставался на положении ученика Миразима почти 20 лет. Ему ничего не платили, жил он на ночные заработки и утайки. Одевался и кормился как мог. Делал резьбу на медной посуде, мелкие изделия. Раз в год мастера делали подарки эмиру, кози-калону. Тартук - таков был род подношения, оправданный обычаем.

До свержения эмирата Садриддин Почаев не решался на фигурные изображения, и только в советское время он стал писать миниатюры, присматриваясь к традициям этого запретного ранее искусства.

Невзрачный на вид, с жидкой растрепанной бородкой, в грязной чалме и затертом халате, он устремлял на собеседника твердый взгляд искателя правды. Он пытался постичь тайны живописи с большим упорством. Свои произведения он носил чаще на груди, под халатом. Его миниатюры были не всегда пристойны и часто отвечали вкусам сластолюбивых заказчиков, но и в этом случае он избирал сюжетом сцены из старинных поэм. Он относился к своим произведениям серьезно, но в этой его серьезности была боль вынужденного самоучки, выставившего свое творение на суд профессиональной критики. Отсюда его замкнутость и отчужденность.

Где-то на грани миниатюры и ювелирного дела стояли его рисунки для подносов на темы памятников Бухары. Они были наивны и по-детски немощны. И все же в них было настойчивое стремление преодолеть порог запретов, созданных в Бухаре, перед живописью и рисунком в последние столетия.

Образцы работ усто Садриддина Почаева сегодня можно встретить в музеях города Бухары. Его миниатюры сегодня являются объектами пристального изучения современных искусствоведов и историков.

В.Сидоренко
Источник - ЦентрАзия http://www.centrasia.ru/newsA.php?CR=6
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1329644280

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode