Еженедельные измерения Росстата показывают: годовая инфляция в мае ускорилась, вернувшись к локальному пику 5,8–5,9%. Аналитики департамента исследований и прогнозирования (ДИП) ЦБ считают, что показатель перейдет к устойчивому снижению не раньше осени: необходимо, чтобы рост цен производителей потребительских товаров прошел свой пик. Как минимум до июля оптовые цены будут повышать цены в рознице. Кроме того, в ДИП не видят роста числа новых компаний на фоне восстановления экономики: пока недавно созданные компании чаще закрываются — очевидно проинфляционный фактор для сверхконцентрированной экономики РФ.
В еженедельной инфляционной сводке Росстата годовая инфляция с 25 по 31 мая сохранилась на уровне предыдущей недели, составив 5,8–5,9%,— фактически на уровне локального пика марта 2021 года. Инфляция в мае к апрелю 2021 года составит 0,4–0,6%, говорится в опубликованном вчера бюллетене ДИП ЦБ «О чем говорят тренды». «Это соответствует… повышению годовой инфляции до 5,7–5,9%»,— ждут аналитики ДИП, прогнозируя ее возврат к устойчивому замедлению осенью «при условии выравнивания баланса между краткосрочными про- и дезинфляционными факторами».
О повышении инфляционных ожиданий правительства вчера в кулуарах Петербургского международного экономического форума сообщил вице-премьер Андрей Белоусов. «Моя оценка сейчас — от 4,5% до 5%, она сейчас примерно соответствует ожиданиям Минэкономразвития (4,3%.— “Ъ”), у Центрального банка оценки чуть выше (4,7–5,2%.— “Ъ”)»,— сообщил он. «Но мы видим, что сейчас происходит на мировых рынках, и это, конечно, некоторую тревогу внушает всем»,— пояснил господин Белоусов, добавив, что «в отсутствие экспортных пошлин есть прямой перенос мировой инфляции на внутренние рынки по каналам экспорта».
Впрочем, как уже неоднократно отмечал “Ъ”, рост мировых цен на основные вывозные товары РФ сопровождается бурным ростом цен на сырье и материалы. В ДИП ЦБ также замечают, что в условиях восстановления розничного спроса и возросших инфляционных ожиданий производители во многом перекладывают рост издержек на потребителей. Аналитики департамента указывают, что рост цен производителей, рассчитанный по корзине потребительских товаров, взвешенных с использованием структуры расходов граждан для расчета потребительских цен, в апреле ускорился до 11,9% (см. график).
При этом исторические данные показывают наиболее значимый перенос роста оптовых цен в розничные в течение квартала, то есть поддержка потребительской инфляции может сохраняться «как минимум до июля». «В этих условиях ослабление устойчивого проинфляционного давления, вероятно, потребует больше времени. В частности, для устойчивого снижения потребительских цен необходимо, чтобы рост цен производителей потребительских товаров прошел свой пик»,— признают авторы бюллетеня. Тем временем опросы промышленных компаний в мае фиксируют некоторое замедление ценовой динамики, хотя один месяц не гарантирует ее разворота (см. “Ъ” от 2 июня).
Примечательно, что на фоне усиления влияния входящих и исходящих цен на экономику компаний в ДИП не обнаруживают признаков роста интенсивности создания самих компаний на фоне очевидного восстановления экономики, пока происходит более интенсивное закрытие молодых компаний. Это может свести на нет положительное влияние другого факта, обнаруженного ДИП: в кризис наиболее интенсивно закрывались компании с низкой производительностью труда. На фоне еще докризисной сверхвысокой концентрации в экономике РФ (см. “Ъ” от 5 декабря 2018 года) это лишь добавляет ценам фундаментальных причин для повышения.