За последние 30 лет российская система защиты детей стала более эффективной, однако по-прежнему нуждается в централизованном управлении и сборе данных, свидетельствует отчет Всемирного банка. В то же время, по мнению экспертов, создание единого центра управления в этой сфере может сделать ее еще более бюрократической и не решит ее основную проблему — нехватку кадров.
Российская система защиты детей стала эффективнее, чем в 1990–2000-х годах, но нуждается в новых инструментах развития, в том числе в цифровизации и централизации управления, следует из доклада Всемирного банка «Организация систем защиты детей в России» (в его создании также приняли участие Научно-исследовательский институт при Минфине и Высшая школа экономики). По мнению авторов доклада, российская система защиты детей относительно успешно справляется с кризисными ситуациями в семьях, которые могут грозить родителям лишением родительских прав, а ребенку — помещением в детский дом. Например, за последние 16 лет число детей в семьях, где кто-то из родителей потерял родительские права, сократилось более чем вдвое, с 65 тыс. до 28 тыс. человек, а число детей, оставленных без попечения родителей, сократилось почти втрое, с 133 тыс. до 43 тыс. человек. Уменьшилось и количество детей, которые нуждаются в приемных семьях,— с 724 тыс. человек в 2009 году до 514 тыс. человек в 2020 году. Это стало возможным благодаря развитию на государственном уровне двух инструментов защиты детей — систем, стремящихся предотвратить разрушение семьи, и патроната, возмездных приемных семей. Важную роль в развитии этих сервисов сыграли некоммерческие организации, отмечают авторы доклада.
В то же время число детей, которые нуждаются в помощи социальных служб, хоть и сократилось за последнее время, продолжает оставаться высоким по сравнению с другими странами. Так, если, по данным ЮНИСЕФ, в странах Европы это в среднем 1,222 ребенка на 100 тыс. населения в возрасте до 18 лет, то в России этот показатель достигает 1,853. Чтобы продолжить снижать число детей, которым необходимы приемные семьи, по мнению авторов доклада, России необходимо сделать работу социальных служб более эффективной с помощью нескольких инструментов. Для этого в первую очередь нужен единый центр принятия решений в этой сфере на федеральном уровне — сейчас система защиты детей находится в ведении как нескольких федеральных министерств, так и местных властей. Также необходимо усилить профилактические функции социальных служб, дав им больше полномочий в организации помощи семьям и детям. Наконец, нужно организовать более эффективный сбор данных о процессах в этой сфере как по отношению к конкретным действиям различных ведомств, так и в части эмпирических исследований внедренных практик защиты.
Как отмечает глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, российская система защиты детей действительно изменилась в лучшую сторону по сравнению с 1990-ми годами, однако не нужно преувеличивать ее успех. «Социальным службам по-прежнему не хватает квалифицированных кадров и необходимой инфраструктуры»,— говорит она. Что касается централизации управления, то, по ее словам, проблема рассогласованных действий различных инстанций существует и это могло бы повысить эффективность работы системы. «Но с другой стороны, существуют риски бюрократизации и стандартные риски снижения эффективности на время запуска реформы»,— говорит госпожа Альшанская.
По мнению же руководителя фонда «Сохраняя жизнь» Анны Межовой, сейчас российской системе защиты детей необходима не столько централизация управления, сколько обновление и унификация стандартов работы социальных служб. «Необходимо развивать профильное образование и профессиональные стандарты таких работников, ведь именно они — главный ресурс для помощи пострадавшим семьям»,— говорит она.