Проект закона, обязывающего Google, Facebook и Twitter открывать в России представительства, внесен в Госдуму. Его положения существенно расширяют арсенал воздействия на компании за отказ подчиниться — им будет грозить не только блокировка сайта, но и запрет на рекламу, денежные переводы и появление в поисковой выдаче.
Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн, члены комитета Сергей Боярский, Максим Кудрявцев, Антон Горелкин и сенатор Алексей Пушков внесли в Госдуму проект закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории РФ», или так называемого закона о приземлении. Он обязывает иностранные онлайн-площадки с посещаемостью от 500 тыс. пользователей из России открывать в стране официальные филиалы или представительства. Под это регулирование подпадают, например, Google, Facebook и Twitter. Несмотря на наличие российских юрлиц ООО «Гугл» и ООО «Эппл Рус», в полном смысле представительствами они не являются, указано в пояснительной записке.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с момента принятия.
Например, если на площадке распространяется нацеленная на россиян реклама или компании поступают средства от российских физлиц и юрлиц. Открыть филиал придется иностранным провайдерам хостинга, операторам рекламных систем и организаторам распространения информации (например, мессенджерам), чья деятельность направлена на привлечение россиян. Определять такие компании будет Роскомнадзор по методике, которую утвердит правительство. Он также будет вести их реестр, а сами «иностранные лица» будут обязаны, помимо открытия филиала, разместить на ресурсе электронную форму взаимодействия с гражданами и зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с госорганами.
Законопроект содержит «меры принуждения» для выполнения этих требований. Если иностранный IT-гигант их проигнорирует, его могут заблокировать в поисковой выдаче, запретить ему размещать рекламу и рекламироваться самому, ограничить для него прием платежей от российских физических и юридических лиц, запретить собирать и передавать персональные данные, замедлить для него трафик и, наконец, заблокировать полностью.
Меры в отношении иностранных компаний, которые нарушают требования о «приземлении», будут вводиться поэтапно.
Поисковики, ориентированные на российских пользователей, будут обязаны по требованию Роскомнадзора помечать в выдаче нарушителей закона и перестать выдавать ссылки на их ресурсы. Отмена ограничений осуществляется по тому же принципу.
Запрет на рекламу касается госорганов: они не смогут продвигаться на площадке нарушителя. Запрет на перевод денег затрагивает кредитные организации и иностранных поставщиков платежных услуг, которые будут обязаны заблокировать возможность переводов нарушителю.
«Возможно два подхода к ограничению рекламы. Технологически уже есть так называемые блокировщики, которые позволяют ограничивать показ рекламы пользователям. Они могут использоваться для исключения из трафика рекламных материалов»,— отмечает зампред Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. Юридически же ограничения, по его мнению, могут выражаться в признании ничтожными договоров на распространение рекламы на площадках, признанных нарушителями. Но законопроект не решает проблемы договоров, заключаемых вне российской юрисдикции, а также глобальных рекламных кампаний, предупреждает господин Едидин.