Кто такой Скотт Палсифер
В 1997 году несколько губернаторов западных штатов США основали один из первых в мире онлайн-университетов — Western Governors University (WGU). Его задачей было дать доступ к высшему образованию тем, у кого не хватает денег или времени, — беднейшим слоям населения, сотрудникам компаний, домохозяйкам. Обучение в WGU строится на получении и оценке конкретных компетенций и позволяет получить диплом бакалавра намного быстрее, дешевле и без отрыва от работы. В 2017 году президентом онлайн-университета стал Скотт Палсифер, который ранее работал на руководящих должностях в технологических компаниях, в частности был генеральным менеджером Amazon Webstore. Два года спустя Белый дом назначил его в консультативный совет по политике США в области трудовых ресурсов. Скотт Палсифер поделился с РБК своими взглядами на будущее образовательной системы.
— До того как стать президентом WGU, вы работали в крупнейших ИТ-компаниях — например, в Amazon. Почему вас заинтересовали образовательные технологии?
— Еще работая в Amazon, я был в составе консультативного совета бизнес-школы при Университете Бригама Янга (крупнейший университет штата Юта. — РБК), который когда-то сам окончил. Но по-настоящему заинтересовался образованием, когда впервые пришел в WGU и увидел, насколько сильно это учебное заведение отличается от других. На церемонии вручения дипломов я был тронут тем, что увидел: передо мной стояли люди, многие из которых даже и мечтать не могли о высшем образовании. Получение диплома означало для них возможность изменить всю свою жизнь. Это был очень эмоциональный опыт. Именно тогда я решил, что образовательные технологии — это то, чем мне стоит заниматься. Навыки, которые я получил, работая в технологических компаниях, тут оказались очень кстати — они помогли мне переосмыслить высшее образование.
— Обучение в WGU построено не на получении профессии, а на овладении конкретными компетенциями. Такой подход к образованию будут брать на вооружение и другие университеты?
— Да, я в этом абсолютно уверен. Есть хорошая мысль, принадлежащая публицисту и философу Томасу Фридману (трехкратный лауреат Пулитцеровской премии, член Американского философского общества. — РБК): «Миру будет все меньше дела до того, какими знаниями вы обладаете, ведь все можно найти в Google. Важнее будет, что вы делаете с вашими знаниями потом». Сегодня работодатели в Америке обычно принимают решение о найме сотрудника в зависимости от того, есть ли у того степень бакалавра. В будущем на диплом будут смотреть все реже: решение станут принимать, исходя из того, овладел ли сотрудник определенными компетенциями, то есть умеет ли он применить свои знания в рабочих ситуациях. Традиционная модель образования строится на том, что студенту просто требуется отсидеть в аудитории определенное количество часов. В WGU все иначе: пока вы не продемонстрировали, что овладели определенной компетенцией, вы не можете продвигаться дальше в обучении. В нашей модели время — переменная величина: сколько часов вам нужно потратить на учебу, зависит только от ваших потребностей и способностей. Для студента эта модель ценна тем, что позволяет персонализировать обучение.
«Каждый доллар, который платят студенты, священен»
— Согласно опросу работодателей, проведенному в 2018 году, 97% компаний считают, что компетенции ваших выпускников соответствуют их ожиданиям. Как вам удалось достичь такого результата?
— Когда обучение построено на компетенциях, это позволяет быстрее перестраивать учебные программы, меняя их вслед за потребностями работодателей. За последние 20 лет компании стали намного чаще требовать от выпускников не формальных знаний, а конкретных навыков, и даже обычные университеты сейчас пытаются добиться того, чтобы их выпускники ими обладали. Но в нашем университете программы с самого начала составлялись на основе запросов работодателей, нам сделать это было проще.
— На Западе сейчас часто пишут о «пузыре высшего образования»: студенты берут кредиты на обучение в университете, а потом не могут выплатить их, поскольку диплом уже не гарантирует хорошую работу. Ваш онлайн-университет как-то помогает решить эту проблему?
— Здесь мы концентрируемся на двух моментах. Прежде всего, стараемся удерживать расценки на образование максимально низкими. Полгода обучения у нас обходится всего в $3,5 тыс., причем за эти полгода вы можете пройти столько курсов, сколько сами сумеете. Наши студенты получают степень бакалавра в среднем за два с половиной года, то есть на полтора года быстрее, чем в обычном вузе, а обходится он им примерно в $17,5 тыс. Для сравнения: в США обучение на бакалавра стоит в среднем $80 тыс. Во-вторых, мы доносим до наших студентов мысль, что им не нужно занимать на обучение столько денег. В итоге за пять лет суммарный объем кредитов, которые наши студенты берут на обучение, снизился на 40% в годовом выражении. Благодаря этому за тот же период долговая нагрузка на среднего студента, который берет кредит на обучение, сократилась с $21 тыс. до $15 тыс. и продолжает снижаться.
— Как вам удается поддерживать такую низкую стоимость обучения?
— В январе 2018 года мы подняли ее впервые примерно за десять лет, причем незначительно. Если пересчитать по годам, получится, что стоимость обучения росла менее чем на 1% в год, а это более чем в два раза ниже инфляции в США. А в целом по стране стоимость обучения в университетах примерно вдвое опережала инфляцию. Стоимость образования в США растет быстрее всего — ну, разве что рост цен на медуслуги ее опережает. Причина в том, что мы не разбрасываемся, не предлагаем невостребованных студентами услуг, а даем именно те навыки, которые им понадобятся для работы. Кроме того, WGU — некоммерческая организация. Университет финансово устойчив и функционирует за счет платы за обучение, которую вносят студенты. Поэтому для нас каждый доллар, который платят студенты, священен.
— Ваш университет — некоммерческая организация, но она приносит прибыль. Как это возможно?
— Понятие «некоммерческая организация» в США означает, что наш доход как доход организации, созданной для выполнения определенной задачи, не облагается налогом. WGU — самоокупаемая структура, мы финансируем свою деятельность сами — без грантов, дотаций из бюджетов штатов и т.д. Да, мы работаем с маржой, хотя и относительно небольшой.
— Кто ваши студенты? Почему они предпочли учиться в WGU?
— Примерно 70% наших студентов трудятся полный рабочий день. Они мечтают о карьерном росте, желают повысить свой профессиональный уровень, поменять работу или даже специальность. И они не могут уйти с работы, поскольку обычно у них уже есть дети. Им нужен способ получения образования, который будет соответствовать их уже и без того напряженной жизни. Онлайн-обучение в WGU дает им необходимую гибкость: можно учиться независимо от места и времени. Около 45% наших студентов — это люди, у родителей которых не было высшего образования. 70% относятся к людям с низкими доходами, этническим меньшинствам, военнослужащим или сельским жителям.
«Люди будут учиться снова и снова»
— Что произойдет с системой образования в будущем? Она вся уйдет в онлайн?
— Спрос на онлайн-обучение и компетентностное образование будет расти, вне всяких сомнений. Высшее образование нужно все большему числу взрослых, но взрослый человек уже не готов жить в университетском кампусе и просиживать штаны в аудиториях. Кроме того, наблюдается сдвиг в сторону модели обучения в течение всей жизни. Вместо того чтобы один раз получить диплом в университете, люди будут учиться снова и снова, чтобы развиваться в своей профессии. «Вечные студенты» будут намного чаще получать свидетельства об образовании ниже уровня бакалавра и вряд ли пойдут за этими сертификатами в традиционные университеты. Из-за распространения онлайн-образования многие региональные университеты будут с трудом удерживаться на плаву, ведь теперь можно дистанционно обучаться в самых известных и лучших университетах.
— Число университетов, использующих компетентностную модель обучения, растет?
— Да. Хотя WGU — крупнейший вуз, который работает по этой модели, более чем в 600 образовательных учреждениях США есть программы, курсы или пилотные проекты, основанные на получении и оценке конкретных компетенций. Например, в Университете Висконсина по этой модели обучаются тысячи студентов. Применяется эта модель и в Университете Южного Нью-Хэмпшира, Калифорнийском общественном онлайн-колледже и т.п.
— С какими основными трудностями сталкивается компетентностное обучение?
— В традиционных университетах каждый преподаватель волен разрабатывать собственную учебную программу, выбирает учебники, готовит собственные тесты и экзаменационные вопросы. При методике преподавания, основанной на овладении компетенциями, такая вариативность не подходит — есть четкие общие стандарты, которым должны соответствовать все выпускники. Разрабатывать компетентностные программы обучения — целое искусство. Другая трудность в том, что традиционная система учета академических часов при такой модели не имеет смысла. Если время, которое затрачивают на обучение разные студенты, различается, как формировать программы семестров? Требуется переосмыслить весь образовательный процесс.
— Как онлайн-образование меняет мир? Помогает ли оно сократить разрыв в доступности высшего образования между развитыми и развивающимися странами?
— Вне всяких сомнений. Талантливые люди есть в самых разных странах, но возможности раскрыть способности часто очень ограниченны. Улучшив доступ к образованию, мы увеличим трудовые ресурсы передовых компаний на сотни миллионов человек. Использование их талантов принесет большую экономическую выгоду, повысит уровень жизни членов их семей. Демократизация образования будет иметь громадный эффект. К тому же нужно иметь в виду, что развитие искусственного интеллекта и машинного обучения к 2030 году поставит под угрозу сохранение 375 млн рабочих мест по всему миру. Это значит, что необходимо переквалифицировать или повысить квалификацию сотен миллионов людей. У традиционной системы высшего образования возможностей для этого недостаточно.
«Делать уколы онлайн не научишь»
— Какими результатами деятельности вашего университета вы особенно гордитесь?
— Всего за последние четыре года мы почти на 15% повысили число студентов, успешно завершающих обучение, более чем до половины. Ожидаем, что этот показатель вырастет еще на 10–12% в ближайшие шесть-семь лет. Мы очень воодушевлены этим. Фактически это единственный реальный показатель доступности высшего образования. Ведь если человек начал учиться, но не доучился, он не может получить новую работу и улучшить материальное положение. Часто оно становится даже хуже, ведь деньги на обучение приходится брать в долг.
— WGU готовит студентов по четырем направлениям — учителей, медицинских работников, ИТ-специалистов, специалистов в области бизнеса. Почему именно эти направления? Почему не историков, например?
— Правильный вопрос — не «почему не готовите?», а «когда начнете?». Мы начинали с подготовки сотрудников для сфер, где высокий спрос на специалистов: бизнес-менеджмент, технологии, здравоохранение и преподавание в школе. Например, в США не хватает примерно 2 млн медсестер, а ИТ-специалисты сейчас остро нужны во всех секторах экономики. Но со временем мы начнем готовить и профессионалов в области гуманитарных и общественных наук, языков, инженерного дела.
— Есть какие-то компетенции, которым невозможно научить онлайн?
— Хотя мы делаем упор на онлайн-обучение, наши студенты проходят практику: мы должны убедиться, что они могут применить свои знания в реальных условиях. Например, те, кто учится на больничный персонал, проходят практику в клиниках. Делать уколы онлайн не научишь. А будущие учителя, которых мы выпускаем по 4 тыс. человек в год, практикуются в обычных школах.
— Какие направления в развитии образовательных технологий вы считаете наиболее перспективными?
— Те, что связаны с персонализацией обучения. Мне нравится идея использовать технологии и аналитику данных, чтобы сформировать портрет ученика, понять, как он подходит к обучению. Это позволяет адаптировать процесс конкретно под него. Например, персонализированные дополнительные курсы для студентов университетов позволяют успешно освоить программу даже тем, кто в традиционном вузе считается отстающим. Еще одно перспективное направление — курсы, направленные на решение проблемы «последней мили»: как лучше подготовить студентов, которые заканчивают обучение, к началу профессиональной карьеры.
— Что вы думаете про новые технологии, которые применяются в сфере образования? Например, про виртуальную реальность?
— Это удивительная технология. Вместо просмотра слайдов и картинок в учебниках вы можете увидеть что угодно своими глазами. В медицине, например, трехмерные модели человеческого организма гораздо эффективнее всех этих манекенов. А студенты-инженеры могут тестировать любые разработки, до того как начать их строить в реальности.
https://pro.rbc.ru/amp/news/5dc4318e9a79474e5b5716d9
https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode