Избранное сообщение

понедельник, 16 сентября 2019 г.

Норвежская революция: страна переходит на электрические самолеты


Стивен ДаулингBBC Future

15 сентября 2018


Правообладатель иллюстрацииISTOCK

Норвежское правительство обещало, что к 2040 году все полеты местных авиалиний страны будут осуществляться на самолетах, двигатели которых работают на электричестве. Для мировой авиационной отрасли это станет настоящей революцией.

Этим летом, в июле Кетил Солвиг-Ольсен, министр транспорта Норвегии, и Даг Фальк-Петерсен, директор Avinor, компании по эксплуатации аэропортов, совместно совершили очень необычный полет.

На глазах у журналистов они втиснулись в кабину двухместного самолетика Alpha Electro G2, построенного словенской Pipistrel. За штурвал сел Фальк-Петерсен.

Солвиг-Ольсен и Даг Фальк-Петерсен перед полетом сидели на строгой диете

Самолет совершил очень короткий, в несколько минут, полет над Осло. Чем же он был необычен?

Разгадка частично кроется в названии летательного аппарата, который приводится в движение исключительно электричеством.




Таким образом, самолет на батарейках на наших глазах проделал путь от фантазий, через чертежи, до производства. И это только начало.

Министр и директор компании Avinor совершили этот полет не развлечения ради - этим было подчеркнута серьезность планов Норвегии в будущем радикально снизить углеродные выбросы в атмосферу.

Правительство страны намерено к 2040 году сделать так, чтобы все местные авиаперелеты, совершаемые из аэропортов страны, осуществлялись на электрических самолетах.

Это один из самых радикальных планов по снижению в атмосфере объемов парниковых газов, за выброс которых ответственна мировая авиация.


Есть только одно серьезное препятствие: электрических самолетов размером со стандартный авиалайнер пока не построено.

Рынок того, что способно летать на электричестве, ныне представлен только маленькими аппаратами.

Так, например, в той модели, на которой пара норвежцев летала над Осло, едва хватает места для двух взрослых (при этом Солвиг-Ольсен и Даг Фальк-Петерсен признались, что перед полетом сидели на строгой диете).


Правообладатель иллюстрацииISTOCKImage captionНорвегия - страна, которой нужно много мелких аэропортов для коротких перелетов

Однако, как считает Фальк-Петерсен, такое положение очень скоро изменится.

Несколько лет назад руководство гражданской авиации Норвегии было очень скептически настроено относительно электрических самолетов, подчеркивает он.

"А потом, примерно три года назад, наши начальники побывали в Тулузе в гостях у компании Airbus, - рассказывает Фальк-Петерсен. - И в Airbus им рассказали, что уже напряженно трудятся в этой области. То же делает и Boeing в сотрудничестве с Zunum Aero и с НАСА. Вот поэтому у нас родилась программа по электрификации полетов внутри Норвегии".

Норвегия - подходящее место для таких экспериментов. Большая поверхность страны гористая, у побережья - множество островов, и в связи с этим осуществляется очень много полетов на короткие расстояния (компания Avinor обслуживает 46 аэропортов).

Норвегия хотела бы, чтобы производители предложили самолеты на 25-30 мест с электрическими двигателями

Переезды по шоссе, железной дороге или по морю, как правило, занимают дольше времени, чем короткий перелет, особенно зимой, когда снег и лед могут мешать передвижению по дорогам.

"У нас полет часто длится от 15 до 30 минут, - рассказывает Фальк-Петерсен. - Поэтому мы решили разработать программу, в рамках которой производители электрических самолетов могли бы через пару лет начать соревноваться за право участвовать в ней".

Норвегия хотела бы, чтобы производители предложили электросамолеты на 25-30 мест, чтобы ввести в эксплуатацию первые из них уже в 2025 году.

"Мы уверены, что такой самолет сможет летать на электричестве", - говорит Фальк-Петерсен.

Электросамолеты уже переживают бум популярности - в прошлом году, по данным консалтинговой фирмы Roland Berger, в мире разрабатывалось более 100 таких проектов.

Правообладатель иллюстрацииISTOCKImage caption

Ашиш Кумар из Zunum Aero подчеркивает, что в настоящее время на коротких рейсах используются авиалайнеры, предназначенные для дальних перелетов

Словенская Pipistrel - одна из таких компаний. Ее представитель Тая Боскарол говорит, что сейчас идет работа над моделями нескольких четырехместных аппаратов, и Taurus G4, вероятно, станет первым четырехместным летательным аппаратом в мире, приводимым в движение исключительно электричеством.

"Мы разработали и несколько альтернативных прототипов - например, четырехместный самолет с водородным двигателем. Есть у нас и модель с гибридным мотором. Этот двигатель полностью функционален, и мы планируем, что самолет совершит свой первый полет уже в 2019 году".

В Pipistrel говорят, что рассматривают свои двухместные и четырехместные аппараты как учебные, но у компании есть планы построить к 2025 году и более крупный самолет - 19-местный авиалайнер с гибридным двигателем.

У Pipistrel есть конкуренты. Расположенная в пригороде американского Сиэттла Zunum Aero - еще одна компания, планирующая начать производство самолетов, которые нужны Норвегии.

Мы способны дать Норвегии то, что она хочетАшиш Кумар, Zunum Aero

Основанная в 2013 году, Zunum Aero получила инвестиции от авиагиганта Boeing и работает над проектами более тяжелых электролайнеров.

Ее гендиректор Ашиш Кумар рассказывает, что компанию сразу заинтересовали планы норвежцев.

"Мы занимаемся этим уже пять лет, - говорит он. - Мы изучили опыт других компаний и многому научились".

У Zunum Aero первоначально был план к 2022 году построить 12-местный самолет для местных рейсов, а к 2027-му - 50-местный с дальностью полета 1000 миль (ближнемагистральный).

И планы компании этим не ограничиваются. "100-местный авиалайнер, способный летать на расстояния до 1500 миль, как мы считаем, станет реальностью в конце 2020-х, - говорит Кумар. - Мы способны дать Норвегии то, что она хочет".

Правообладатель иллюстрацииZUNUM AEROImage captionZunum 

Aero работает над проектами целого ряда воздушных судов, в том числе над 100-местным лайнером

Подобные амбиции еще более интересны в свете того, какие трудности предстоит преодолеть конструкторам.

Воздушному судну, перевозящему десятки пассажиров и их багаж, необходимо огромное количество энергии для взлета и самого полета. Сегодняшние авиалайнеры, конечно, легче и экономичнее, чем самолеты прошлого, но ни одно топливо, кроме нынешнего авиационного горючего, не имеет энергоемкости, необходимой в авиации.

Конечно, электричество можно хранить в батареях, но до последнего времени считалось, что их понадобится так много, что их вес не позволит маленькому самолету взлететь.

Кумар, однако, считает, что "батареи, в определенном смысле, не самая главная проблема".

Он говорит, что самое большие ловушки таятся в остальной электронике. Способны ли батареи надежно и безопасно сохранять энергию, необходимую для бесперебойной работы критически важных для полета систем - на протяжении всего полета? И как решить проблему тепла, выделяемого всеми этими аккумуляторами?

Маленьким самолетам нужна более короткая взлетно-посадочная полоса, а значит, и аэропорт может быть меньше

Один из вариантов - уменьшение размера воздушных судов, на которых осуществляются короткие перелеты.

В настоящее время большинство лайнеров - среднемагистральные (с дальностью полета от 2500 до 6000 км) и дальнемагистральные (более 6000 км). "Они сконструированы для дальних перелетов, но 80% из них обслуживает маршруты до 1500 миль (2400 км)", - подчеркивает Кумар.

По его словам, пришло время положить конец использованию этих больших, тяжелых и дорогих лайнеров для коротких перелетов.

"Для полетов на короткие расстояния нужно конструировать другие самолеты", - говорит Кумар.

И в Zunum Aero, и в Avinor считают, что у использования электросамолетов есть и другие преимущества, кроме снижения уровня выбросов в атмосферу. Например, маленьким летательным аппаратам нужна более короткая взлетно-посадочная полоса, а значит, и территория аэропорта может быть меньше.

Эти воздушные суда - не такие шумные, что означает: их можно использовать в более раннее и более позднее время суток.

И если удастся снизить вес батарей, то и сами самолеты станут легче - следовательно, для них нужно будет меньше энергии.

Последнее означает, что снизятся эксплуатационные расходы, что позволит понизить цены на билеты. Для авиационной отрасли дешевые билеты - сильнейший аргумент (что подтверждает популярность бюджетных авиакомпаний).

Правообладатель иллюстрацииJURE MAKOVEC/AFP/AFP/GETTY IMAGESImage caption

Словенская Pipistrel уже построила несколько моделей легких электросамолетов

По словам Кумара, нынешние авиалайнеры вырабатывают невероятное количество энергии, чтобы питать все бортовые системы - например, Boeing 787 Dreamlinerвырабатывает 1,3 мегаватт, что хватило бы на то, чтобы обеспечить электричеством 850 домов.

"Не стоит стремиться достичь энергоемкости авиационного горючего, - подчеркивает он. - Но надо сделать так, чтобы все работало".

Сложной задачей, по его словам, будет повысить выработку энергии до примерно 5 мегаватт - столько может понадобиться, например, для 100-местного электросамолета.

Согласно авиационным нормам безопасности, у авиалайнера должно быть достаточно резервного горючего для того, чтобы в случае возникновения проблемы поменять курс и долететь до альтернативного аэропорта.

Airbus уже работает над электрическим лайнером на 100 пассажиров, способным летать на расстояние до 1000 км

Как считает Фальк-Петерсен, вполне вероятно, что первое поколение "более зеленых" норвежских самолетов будет использовать гибридные двигатели. Это примерно та же система, что и у популярного автомобиля Toyota Prius, именно с нее началось движение в сторону полностью электрических автомобилей.

Батареи можно зарядить и хранить до тех пор, пока они не понадобятся. Потом заменить ими те, которые сели. А севшие - зарядить и использовать в другом самолете.

Если план норвежцев воплотится в жизнь, он повлияет и на ситуацию за границами страны.

Предположим, что все рейсы короче 90 минут будут осуществляться на электросамолетах. Это означает, что эти воздушные суда будут летать и в аэропорты соседних стран, которые тоже захотят использовать такие самолеты, чтобы сохранять конкурентоспособность.

"Airbus уже работает над электрическим лайнером на 100 пассажиров, летающим на расстояние до 1000 км, - говорит Фальк-Петерсон. - Они планируют ввести его в эксплуатацию к 2030 году".

Еще одна серьезная проблема - инфраструктура. Норвегия - богатая страна с хорошим транспортным сообщением, но даже в таком развитом государстве перевозка авиатоплива сопряжена с трудностями и недешева.

Норвежцам предстоит решить, подсоединять ли зарядные станции для новых самолетов к существующей электросети или использовать альтернативные источники электроэнергии.

Правообладатель иллюстрацииISTOCKImage caption

Станет ли зарядка батарей самолета таким же обычным делом, как и зарядка электромобиля?

Так или иначе, Норвегия продолжает делать первые шаги по пути к переводу местной авиации на электричество.

Полет Фальк-Петерсона с министром транспорта не стал разовым мероприятием. Как обученный пилот, он провел еще одну демонстрацию электросамолета.

"Я совершил за день 12 полетов по 15-20 минут каждый, - рассказывает он. - И нам не пришлось ни разу ждать, пока зарядится аккумулятор. Мы начали полеты полностью заряженными, а после 20-минутного полета расходовалось 25% батареи".

"Мы ставили самолет на прикол, техник начинал его заряжать, а мы тем временем обсуждали, как прошел полет, и готовились к следующему. Потом возвращались к самолету, и он уже был готов летать, полностью заряженный. Думаем, что нужная нам технология уже есть, уже работает".

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.




https://www.bbc.com/russian/vert-fut-45486854
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode