21/12/2017
Слушать / Загрузить
Дина Смаилова. Фото Службы новостей ООН
В Казахстане проблема сексуального насилия над женщинами, а особенно над девочками, долгое время считалась запретной. Этот негласный запрет и окружавшее эту проблему молчание одной из первых нарушила Дина Смаилова, сама пережившая групповое изнасилование. Дина создала Национальное движение против сексуального насилия #НеМолчиKZ. Ее пример помог и другим женщинам, ставшим жертвами сексуальных посягательств, открыто рассказать о том, что с ними произошло. Недавно одна из них – Ляззат Ракишева – представила книгу, в которой рассказала о своей судьбе. В шесть лет ее изнасиловал сосед с друзьями. Ночные кошмары, недержание, огромные проблемы со здоровьем, новые попытки изнасилования – все это Ляззат переживала молча – до тех пор, пока не написала обо всем в книге «Ляззат – навстречу судьбе». Книга привела Ляззат в организацию Дины Смаиловой и в результате родился новый проект – фонд помощи детям, пострадавшим от насилия. О проекте Дина рассказала Елене Вапничной.
*****
ДС: Когда она пришла ко мне и узнала, чем мы занимаемся, и встретилась лицом к лицу с другими жертвами насилия, она решила, что надо открывать детский фонд и сделала нам такое предложение. И мы с ней сейчас создали детский фонд #НеМолчиKZ, который будет помогать детям, пострадавшим от насилия. Мы представили три проекта, которые мы готовы реализовать. Один из них сразу поддержала прокуратура, сказали «да, нам это интересно, давайте совместно поработаем». И сейчас мы планируем открытие детского приюта в Казахстане. Сексуальное насилие очень много лет замалчивалось и вообще считалось, что у нас никого не насилуют, а тем более детей. Сейчас эта тема стала более открытой, мы -единственное такое движение по всей Средней Азии, которое говорит о сексуальном насилии открыто. Говорим не только мы, но и говорят жертвы насилия. За этот год у нас было 19 уголовных процессов и 10 насильников мы посадили в тюрьму за один год. Я считаю, что пошел очень серьезный процесс именно открытости, что люди говорят открыто. Эта проблема перестала быть закрытой, завуалированной, и эта тема уже не такая постыдная. Все-таки этот наш менталитет, наша ментальность – во многом мы прислушивались к пожилым людям – и вот это замалчивание привело к вот таким широким масштабам насилия.
ЕВ: А Ваши проекты в чем заключаются конкретно?
ДС: Наша задача состоит в том, чтобы изменить сознание общества, причем на глобальном уровне. Мы не работаем с этой проблемой точечно. Мы работаем широко. Мы поднимаем вопросы образования, мы поднимаем вопросы лечения, мы поднимаем вопросы психологической помощи. Мы поднимаем вопросы адвокатуры – это самое главное. Мы отличаемся тем, что наши жертвы не могут к нам прийти к нам, как в кризисный центр, за помощью – они должны бороться. Они должны встать в один ряд – вот почему это называется движение. Женщина должна обрести силу в нашей команде, прийти и вместе с нами бороться с насилием, посадить насильника в тюрьму. Раньше такого не было, раньше о таком даже боялись говорить. Она просто могла прийти к психологу за психологической поддержкой, а сейчас мы говорим: «Да, обязательно нужен психолог, да, нужно идти в кризисный центр, но сначала ты должна победить насилие, ты должна сначала посадить насильника. Наказать его, не дать ему распространять зло, не дать ему совершить преступление снова». И зная о том, что есть движение #НеМолчи, мужчины уже задумались, потому что в любой момент его жертва может прийти в центр #НеМолчи и сказать: «Он меня изнасиловал». И все – он обезоружен.
http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/261598/#.WkRYGvBl9H0 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode