24/10/2017
Слушать / Загрузить
Ленинградский симфонический оркестр, дирижер Геннадий Рождественский, первая скрипка Давид Ойстрах – выступает на концерте в честь Дня ООН в 1962 г. Фото ООН
24 октября 1945 года вступил в силу Устав ООН. С тех пор эта дата отмечается как День Организации Объединенных Наций. В штаб-квартире в Нью-Йорке кульминацией праздника на протяжении десятилетий был симфонический концерт. Это одна из традиций Организации. О том как она возникла рассказывает Петр Мищенко.
*****
Девятая симфония Бетховена. Но это не обычный симфонический концерт. Оркестр играет в зале Генеральной Ассамблеи ООН. Идея отмечать День ООН концертом классической музыки принадлежит Дагу Хаммершельду, второму Генеральному секретарю Организации.
Архивы сохранили запись Хаммершельда перед первым концертом, который состоялся в 54-м году.
«Этот день – напоминание о нашем долге не ограничиваться рамками национальных границ и видеть универсальные нужды и потребности. Для нас, тех, кто использует ООН или служит ей, это день, когда мы вновь подтверждаем свое обещание укреплять эту Организацию, руководствуясь долгом как перед нашими собственными странами, так и перед сообществом наций».
История распорядилась так, что 24 октября приходится на середину сессии Генеральной Ассамблеи, работающей с сентября по декабрь. Мне всегда казалось, что Хаммершельд придумал концерт для того, чтобы получить возможность напомнить уставшим и замотанным дипломатам, что их задача не просто утверждение очередной резолюции, а нечто большее. Для него самого таким напоминанием всегда была «Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена.
«Начало Девятой симфонии погружает нас в драму, полную опасных конфликтов и мрачных угроз. Но композитор ведет нас за собой, и в начале последней части основные музыкальные темы симфонии повторяются вновь, но уже как мост к будущему синтезу. И после короткой паузы возникает новая тема – тема примирения и радости примирения».
По настоянию Хаммершельда, «Ода к радости» включалась в программу всех последующих концертов. В 1960 году Филадельфийский симфонический оркестр впервые исполнил всю Девятую симфонию. Генеральный секретарь воспользовался ролью хозяина праздника, чтобы поделиться своим почти мистическим восприятием музыки Бетховена.
«Путь, который Бетховен проходит в Девятой симфонии, это путь, который прошли авторы преамбулы Устава ООН. Она начинается с признания угроз, которые нас окружают, призывая к необходимости спасти грядущие поколения от бедствий войны, которая принесла человечеству неисчислимые страдания. Затем преамбула подтверждает веру в достоинство человеческой личности. Она заканчивается обещанием проявлять терпимость и жить в мире друг с другом как добрые соседи и объединить своим силы для сохранения мира».
Концерт 60 года стал для Хаммершельда последним. Он погиб в авиакатастрофе, пытаясь урегулировать конголезский кризис. Но его прочтение Девятой симфонии как символа нашей эпохи остается актуальным и сегодня.
«Мы все еще в первой части симфонии. Но какими бы темными не были тени, какими бы острыми не оказывались конфликты, каким бы глубоким ни было недоверие, которое проявляется в том, что готовится и делается в этом мире и отражается в этом зале, мы не имеем права забывать, что у нас слишком много общего…»
http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/257784/#.WfFB6_m0NH0 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode