25 октября 2017 г.
20 октября 2017 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультации [1] с Кыргызской Республикой в соответствии со Статьей IV.
Экономика Кыргызской Республики медленно оправляется от внешних потрясений (снижение цен на нефть, ухудшение экономических условий в регионе). Восстановлению способствуют повышение темпов роста в странах — торговых партнерах и режим гибкого обменного курса. Инфляция начинает нормализоваться благодаря повышению цен на продовольствие, однако ее уровень остается ниже целевого диапазона центрального банка. Дефицит счета текущих операций сокращается в результате оживления экспорта и денежных переводов.
В преддверии президентских выборов 2017 года налогово-бюджетная политика стала более мягкой. Ожидается, что единовременные расходы обременят бюджет 2017 года, в то время как повышение заработной платы, пенсий и пособий в основном негативно скажется на бюджете 2018 года. Национальный банк Кыргызской Республики продолжает проводить нейтральную и осторожную денежно-кредитную политику с ограниченными интервенциями на валютном рынке. В банковском секторе отмечаются признаки восстановления в виде увеличения кредитования частного сектора. Структурные реформы идут медленно.
Краткосрочные и среднесрочные перспективы улучшаются по мере экономического восстановления в странах региона, но достижение более прочных среднесрочных результатов требует проведения осмотрительной макроэкономической политики и структурных реформ. В случае если реформы не будут осуществлены, темпы роста будут оставаться значительно ниже средних показателей, продемонстрированных в течение предшествовавшего мировому финансовому кризису периода, и внешняя позиция будет ухудшаться.
Оценка Исполнительного совета [2]
Исполнительные директора согласились с общей направленностью оценки персонала МВФ. Они приветствовали происходящее общее восстановление экономики на фоне улучшающейся экономической ситуации в регионе и растущего внутреннего и внешнего спроса. Однако директора отметили, что сохраняются значительные проблемы, и призвали к проведению осмотрительной макроэкономической политики и структурных реформ для обеспечения более диверсифицированного, устойчивого и инклюзивного роста. Они призвали продолжить усилия по консолидации бюджета для того, чтобы перевести долг на нисходящую траекторию, по укреплению финансового сектора и ускорению реформ в целях стимулирования развития частного сектора.
Директора с озабоченностью отметили значительные отклонения от намеченной налогово-бюджетной политики в преддверии президентских выборов. Они подчеркнули важность продолжения ориентированной на экономический рост консолидации бюджета для обеспечения устойчивости долговой ситуации и восстановления бюджетных резервов. Директора подчеркнули, что консолидация должна сопровождаться мерами по мобилизации доходов посредством введения новых постоянных мер, расширения налоговой базы и оптимизации налоговых льгот. В то же время они также особо отметили важность повышения эффективности государственных расходов, в частности путем реформирования заработной платы в государственном секторе, сокращения субсидий на энергопотребление, укрепления адресных социальных программ, осуществления реформ управления государственными финансами, принятия заслуживающего доверия бюджетного правила и реализации всех преимуществ от недавно принятого закон о государственных закупках.
Директора сочли текущий нейтральный курс денежно-кредитной политики и гибкость обменного курса обоснованными и призвали Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) продолжить следовать своей главной цели по поддержанию стабильности цен. Они подчеркнули важность совершенствования механизма передачи воздействия денежно-кредитной политики и осуществления постепенного перехода к режиму таргетирования инфляции. Директора также призвали НБКР ограничить интервенции на валютном рынке только целями сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса.
Директора отметили, что в банковском секторе все еще наблюдаются факторы уязвимости. В этом контексте они приветствовали намерение НБКР перейти к надзору на основе оценки рисков и ввести в действие систему готовности к кризисным ситуациям. Они призвали к скорейшему принятию поправок к Закону о банковской деятельности в целях укрепления управления и независимости центрального банка. Что касается сужения каналов корреспондентских банковских отношений, то они подчеркнули важность приведения внутренней законодательной базы в соответствие с международными стандартами, в том числе путем скорейшего принятия законопроекта о ПОД/ФТ, и несколько директоров особо отметили важность продолжения работы на глобальном уровне для содействия разрешению этой проблемы. Директора подчеркнули важность обеспечения одинаковых условий и равного отношения для всех участников рынка и подконтрольных организаций, а также призвали НБКР воздержаться от участия в капитале кредитных или инвестиционных организаций.
Директора призвали официальные органы ускорить проведение структурных реформ, с тем чтобы высвободить потенциал роста частного сектора и придать более инклюзивный характер экономическому развитию. Они подчеркнули важность перехода к более диверсифицированной модели роста, для чего потребуется устранить недостатки в сферах профессиональной подготовки, капитала, инфраструктуры и производительности. Директора также подчеркнули необходимость улучшения делового климата и управления, а также продолжения борьбы с коррупцией. Директора указали, что для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами членства в Евразийском экономическом союзе, следует разработать меры политики в области торговли и конкуренции в целях снижения нетарифных барьеров и повышения конкурентоспособности.
Ожидается, что следующие консультации с Кыргызской Республикой в соответствии со Статьей IV будет проведены в соответствии с решением Исполнительного совета о циклах консультаций с государствами-членами, имеющими договоренности с Фондом.
Кыргызская Республика: отдельные социально-экономические показатели, 2016–2022 годы
| |||||||
2016
|
2016
|
2016
|
2016
| ||||
Оценка
|
Оценка
|
Оценка
| |||||
Номинальный ВВП (в миллиардах сомов)
|
458,0
|
492,5
|
530,2
|
578,3
|
627,1
|
675,7
|
727,8
|
Реальный ВВП (рост в процентах)
|
3,8
|
3,7
|
3,8
|
4,9
|
4,5
|
3,8
|
4,5
|
Реальный ВВП без учета золота (рост в процентах)
|
3,7
|
4,0
|
4,1
|
4,0
|
4,1
|
4,1
|
4,1
|
Потребительские цены (проц. изменение за 12 мес., на конец периода)
|
-0,5
|
5,4
|
5,6
|
5,3
|
5,1
|
5,0
|
5,0
|
Потребительские цены (проц. изменение за 12 мес., в среднем)
|
0,4
|
3,9
|
5,2
|
5,1
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
Финансы сектора гос. управления (в проц. ВВП) 1/
| |||||||
Доходы
|
34,7
|
36,4
|
35,4
|
32,5
|
30,1
|
30,9
|
30,8
|
В том числе: налоговые доходы
|
20,3
|
21,3
|
22,3
|
20,6
|
19,6
|
19,5
|
19,6
|
Расходы
|
31,3
|
31,3
|
31,2
|
29,5
|
27,9
|
28,0
|
28,0
|
Валовое операционное сальдо
|
3,4
|
5,1
|
4,2
|
3,0
|
2,2
|
2,9
|
2,9
|
Чистое приобретение нефинансовых активов
|
7,9
|
9,8
|
8,0
|
6,3
|
5,1
|
5,9
|
5,9
|
Общее сальдо (чистое кредитование/заимствование)
|
-4,5
|
-4,7
|
-3,8
|
-3,4
|
-3,0
|
-3,0
|
-3,0
|
Общее сальдо, включая перекредитование
|
-6,9
|
-7,0
|
-5,2
|
-6,2
|
-3,9
|
-4,6
|
-4,1
|
Совокупный государственный долг 2/
|
58,1
|
57,2
|
58,6
|
59,4
|
58,3
|
57,8
|
57,3
|
Банковский сектор
| |||||||
Резервные деньги (проц. изменение, на конец периода)
|
27,6
|
15,9
|
11,4
|
11,6
|
8,7
|
8,1
|
7,9
|
Широкая денежная масса (проц. изменение, на конец периода)
|
14,6
|
16,1
|
13,2
|
13,3
|
10,3
|
9,1
|
8,4
|
Кредит частному сектору (проц. изменение, на конец периода)
|
-1,0
|
15,3
|
14,6
|
12,3
|
10,2
|
9,3
|
8,3
|
Кредит частному сектору (в процентах ВВП)
|
20,8
|
22,3
|
23,8
|
24,5
|
24,9
|
25,2
|
25,4
|
Внешний сектор
| |||||||
Сальдо счета текущих операций (в процентах ВВП)
|
-9,7
|
-9,1
|
-11,4
|
-11,5
|
-11,2
|
-11,6
|
-11,1
|
Рост экспорта (процентное изменение)
|
-1,9
|
10,3
|
7,2
|
14,4
|
10,7
|
7,5
|
12,1
|
Рост импорта (процентное изменение)
|
-4,1
|
13,7
|
11,0
|
9,2
|
5,9
|
6,1
|
6,8
|
Валовые международные резервы (в млн долл. США)
|
1 776
|
1 912
|
1 962
|
2 137
|
2 294
|
2 462
|
2 633
|
Валовые резервы (в месяцах импорта след. года, на конец периода)
|
4,0
|
3,9
|
3,6
|
3,7
|
3,8
|
3,8
|
3,8
|
Непогашенный внешний государственный долг (в процентах ВВП)
|
56,6
|
55,2
|
56,1
|
56,3
|
54,4
|
53,4
|
52,3
|
Источники: официальные органы Кыргызской Республики, оценки и прогнозы персонала МВФ.
| |||||||
1/ Сектор государственного управления включает финансы органов государственного управления и Социального фонда. К органам государственного управления относятся центральное правительство и местные органы управления.
| |||||||
2/ Рассчитано по обменному курсу на конец периода.
|
[1] В соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ с государствами-членами проводятся двусторонние обсуждения, обычно каждый год. Группа сотрудников МВФ приезжает в страну, собирает экономическую и финансовую информацию и обсуждает с официальными органами страны изменения в экономике и экономическую политику. По возвращении в штаб-квартиру МВФ персонал готовит доклад, который составляет основу для обсуждений Исполнительного совета.
[2] По завершении обсуждения директор-распорядитель МВФ как председатель Совета резюмирует мнения исполнительных директоров, и это резюме направляется официальным органам страны. Разъяснение любых количественных наименований, используемых в таких резюме, см. по ссылке: http://www.imf.org/external/np/sec/misc/qualifiers.htm .
Департамент общественных коммуникаций МВФ
ОТДЕЛ ПО СВЯЗЯМ С СМИ
ТЕЛЕФОН:+1 202 623-7100АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ: MEDIA@IMF.ORG