Избранное сообщение

пятница, 1 апреля 2016 г.

Десятая часть магазинов с 1 апреля лишится права торговать алкоголем



 18:38 30/03/2013

На алкогольном рынке назревает очередная перетряска. С 1 апреля нельзя продавать алкоголь, если ты не подключен к Единой государственной автоматизированной информационной системе. А подключиться, конечно, успели не все
​Опять не готовы

К этой пятнице, 1 апреля, все магазины и заведения общепита, торгующие алкоголем, должны быть подключены к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), созданной для контроля над оборотом алкоголя в стране. Лицензию на розничную продажу алкоголя, по данным Росалкогольрегулирования (РАР), в стране имеет почти 229 тыс. заведений. С 1 января 2016 года с ЕГАИС начали работать все оптовые торговцы алкоголем России, а розница должна фиксировать через эту систему все поставки от них. По плану торговцы должны были начать это делать с начала года, однако они не успели подготовиться к нововведению. Курирующий алкогольную отрасль вице-премьер правительства Александр Хлопонин сообщал, что к концу 2015 года к ЕГАИС было подключено только около 20% розничных предприятий. В итоге 30 декабря было подписано постановление правительства, освобождающее розничные компании от ответственности за невнесение данных о приобретении партий алкоголя в ЕГАИС до истечения первого квартала 2016-го. По факту это значит, что торговцы могут продавать алкоголь без подключения к ЕГАИС до 31 марта включительно, но до 20 апреля должны передать данные об этих закупках через уже установленную систему.

Однако и спустя квартал многие розничные торговцы оказались по-прежнему не готовы к новым правилам. Как следует из данных онлайн-мониторинга, который ведет на своем официальном сайте РАР, в большинстве регионов России процент подключившейся к ЕГАИС розницы составляет от 80 до 90% (по состоянию на 16:00 мск 30 марта). Единственным регионом, где к системе подключились все магазины и заведения общепита, имеющие лицензии на алкоголь, является Татарстан. В Москве к ЕГАИС подключились 88,5% лицензиатов, в Московской области — 89,7%, в Санкт-Петербурге — 86,9%. РАР еще не подсчитывало, сколько составила доля подключений по России, однако исходя из текущих данных и их динамики как минимум каждая десятая точка не будет подключена к ЕГАИС к 1 апреля.

Что продавать можно

Розничные торговцы, даже не подключенные к ЕГАИС, могут беспрепятственно продавать алкоголь, закупленный в прошлом году, говорит представитель РАР Александр Куликов. С начала этого года, момента обязательного подключения к системе оптового звена, партии алкоголя уже фиксируются через ЕГАИС. Однако возможность распродать товарные остатки, поступившие в прошлом году, сохраняется только до 1 июля 2016-го, когда все торговцы должны будут фиксировать в ЕГАИС и свои розничные продажи.

Реклама
Кликните на видео для перехода на сайт рекламодателя
Село против

В некоторых регионах внедрение ЕГАИС в систему розничных продаж может привести к заметному сокращению числа точек, где можно будет приобрести легальный алкоголь. Самая негативная картина по подключению — на Чукотке. Там к системе электронного учета подключились меньше одной пятой розничных точек (19,7%). На втором месте «антирейтинга» — Алтай. В пятерку «отстающих» попали и очень крупные регионы — Новосибирская область и Красноярский край. В Новосибирской области охват подключения — 61,2%, в Красноярском крае — 63,5% (см. таблицу).


Опрошенные РБК представители крупных региональных сетей утверждают, что сетевой ретейл на 100% подключен к ЕГАИС, а статистику портят маленькие магазинчики. «Вероятно, они считают, что смогут работать по-старому, что удастся как-то проскочить без подключения к ЕГАИС, просто не осознают серьезности проблемы», — рассуждает директор по маркетингу красноярской компании «Командор» (сети «Аллея», «Хороший») Дмитрий Полуянов. По его словам, его компания начала готовиться к подключению к ЕГАИС еще в сентябре 2015 года. «К 1 января у нас уже все было готово к работе, — говорит Полуянов. — Конечно, система неидеальна, возникают какие-то технические сбои, но это все рабочие моменты. Мы понимаем, сколько внимания на самом высоком уровне уделяется внедрению этой системы и как внимательно будут проверять работу в ней. В несетевой рознице, вероятно, пока не осознают последствий для бизнеса».

В Росалкогольрегулировании и в правительстве считают, что власти сделали для внедрения ЕГАИС все, что положено. «На федеральном уровне были созданы все условия для того, чтобы подключение участников алкогольного рынка к системе ЕГАИС прошло максимально безболезненно», — говорит РБК представитель вице-премьера Александра Хлопонина Наталья Платонова. «Тестовые подключения новых сегментов к ЕГАИС мы осуществляли еще в середине 2012 года, — рассказывает представитель РАР Александр Куликов. — Были выбраны несколько магазинов так называемой традиционной розницы в Московской области, где система проходила обкатку. Сейчас на сайте службы действует Дежурная служба ЕГАИС, куда можно обращаться в случае каких-то проблем с использованием системы».

РБК обратился за разъяснением сложившейся ситуации в правительства Чукотского автономного округа, Новосибирской области и Красноярского края, однако к моменту публикации ответы не были получены.

По мнению главы отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, низкий уровень подключения к ЕГАИС демонстрируют регионы со значительным числом сельского населения: «Сельская Россия с ее слабой оснащенностью интернетом и современными технологиями голосует против ЕГАИС», — считает эксперт.

Сколько стоит подключиться

Для регистрации компании в системе ЕГАИС необходимо скачать пакет бесплатных программ на сайте egais.ru. Для того чтобы подключиться к системе, необходимо купить криптоключ JaCarta (стоит 2 тыс. руб.) и квалифицированную электронную подпись (КЭП, 2 тыс. руб.). Обновлять КЭП придется ежегодно. Кроме того, потребуется универсальный транспортный модуль (УТМ) — подключаемое к компьютеру устройство, обеспечивающее автоматическую передачу информации на сервер ЕГАИС. Стоимость УТМ — в районе 15 тыс. руб.

По оценке сооснователя сервиса «Мой склад» Аскара Рехимбердиева, минимальные затраты компании на подключение к ЕГАИС составляют 26 тыс. руб. Основной владелец крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» Сергей Студенников в конце декабря говорил РБК, что для его сети, насчитывающей сейчас более 2,5 тыс. магазинов, подключение одной точки обошлось в среднем в 150 тыс. руб.

Кого и как накажут

Нарушение порядка учета при производстве и обороте алкогольной продукции, в том числе отсутствие фиксации данных в ЕГАИС, является нарушением ст.14.19 КоАП и влечет за собой штраф 150–200 тыс. руб. для юрлиц и 10–15 тыс. для должностных лиц, объясняет адвокат юридического бюро «АБ Знание» Дмитрий Ипатиков. По факту большинство оптовиков с 1 апреля откажется поставлять алкоголь в розничные точки, не подключенные к ЕГАИС, так как это повлечет проблемы и для них. «Росалкогольрегулирование, которое отвечает за внедрение и регулирование ЕГАИС и лицензирование отраслевых предприятий, может во внесудебном порядке инициировать отзыв лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции. А осуществление указанной деятельности без лицензии, в свою очередь, может привести к возбуждению уголовного дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 171 и 171.1 УК РФ», — отмечает Ипатиков.

Где ЕГАИС, там проблемы

Еще ни разу введение в действие ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы) для контроля за производством и оборотом алкоголя не проходило гладко.

Производство, 2006–2009 годы

Разработкой ЕГАИС занималось подведомственное ФСБ ФГУП «НТЦ «Атлас». Поправки в закон принимались в спешке (последние были приняты 24 декабря 2005 года), а президент подписал его только 31 декабря. Правительство и подведомственные ему организации не успели оформить необходимые для работы закона документы.

1 января выяснилось, что ФГУП «Гознак» не успело напечатать акцизные марки нового образца, а порядок их продажи и учета был утвержден Минфином только 17 января. В результате рынок встал на два месяца. Только за январь 2006 года производство ликеро-водочных изделий в России упало на 96%. Дефицит акцизных марок удалось устранить только к середине лета.

Установить счетчики также успели не все участники рынка, а у остальных система работала со сбоями. Серверы ФНС не справлялись с огромным массивом поступающих данных, система отключалась, в ней терялись электронные накладные, не была предусмотрена схема работы с нераспроданными товарными остатками.

В январе 2007 года правительству пришлось признать провал внедрения ЕГАИС и перенести перевод системы в автоматический режим на конец года. В середине года НТЦ «Атлас» был отстранен от доработки и поддержки системы, по данным газеты «Коммерсантъ», так и не получив вознаграждения за свою работу.

Окончательно новая версия ЕГАИС была внедрена только в конце 2009 года. По оценкам участников рынка, в целом алкогольная отрасль за 2006 год потеряла $1,5–2,5 млрд. Несколько миллиардов рублей из‑за падения производства недополучил и федеральный бюджет.

Оптовый сбыт, 2006–2016 годы

В середине 2006 года, когда к ЕГАИС стали подключаться оптовики, система не справилась с количеством заказов и остановила работу. С полок магазинов исчез алкоголь. Несколько месяцев система работала в «ручном режиме»: дистрибьюторы привозили в ФНС бумажные документы.

В итоге подключение оптовых компаний к ЕГАИС отменили с 1 января 2008 года. К системе остались подключенными только производители и оптовики-импортеры. В 2007 году обсуждалась возможность возвращения ЕГАИС для оптовиков, после того как система будет окончательно отлажена, однако больше к этой теме вплоть до 1 января 2016 года не возвращались.

Побочными жертвами введения ЕГАИС стали парфюмерные компании, почти четверть продукции которых была спиртсодержащей — парфюмерам пришлось не только покупать аппаратуру для ЕГАИС, но и получать отдельную лицензию на торговлю этой продукцией. К октябрю 2006 года, когда складские запасы парфюмеров закончились, требованиям закона соответствовали только 10% оптовиков. Рынок встал, и государству в срочном порядке пришлось выводить их из‑под действия ЕГАИС.

Для многих магазинов, имеющих лицензию на продажу алкоголя, неподключение к ЕГАИС может означать конец бизнеса. «Даже в сетевом ретейле около 10% выручки сетей приходится на алкогольные напитки, — говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. — А в обороте несетевой розницы доля алкогольной продукции гораздо выше, зачастую она достигает 40% выручки».

По подсчетам ЦИФРРА, после окончательного внедрения ЕГАИС в рознице (с 1 июля 2016 года продавцы обязаны фиксировать в ЕГАИС и свои розничные продажи) алкоголем перестанет торговать около 20% розничных точек. При этом Вадим Дробиз не исключает, что выпавшие из рынка торговые точки позже подключатся к ЕГАИС и вернутся на легальный рынок продажи алкоголя: «Кто-то попробует торговать алкоголем нелегально, кто-то попробует переориентироваться на другие товары, однако через несколько месяцев они поймут, что работа с ЕГАИС не несет каких-то критичных проблем и затрат для бизнеса».

http://www.rbc.ru/business/30/03/2016/56fbab149a79472e0750b0cf#xtor=AL-[internal_traffic]--[rss.rbc.ru]-[top_stories]




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode