Германия
Связь времён
Художественный музей Берна (Швейцария) планирует показать коллекцию Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt) в одной экспозиции. Вероятнее всего, уникальные картины из этого собрания, среди которых произведения Моне (Monet), Мане (Manet), Ренуара (Renoir), Либермана (Liebermann), Сезанна (Cézanne) и других великих мастеров, увидят и любители искусства в Германии.
Напомним, как уже писала «РГ/РБ», у мюнхенского пенсионера Корнелиуса Гурлитта в 2012 году найдена огромная коллекция полотен знаменитых художников-модернистов, которая считалась пропавшей во время Второй мировой войны.
Отец Корнелиуса – Хильдебрандт Гурлитт (Hildebrandt Gurlitt) был известным в Германии коллекционером, до 1930 года – директором художественного музея в Цвиккау. Когда к власти пришли нацисты, Гурлитт-старший сначала был уволен с этой должности, так как он был наполовину евреем. А затем он стал оказывать услуги Йозефу Геббельсу (Joseph Goebbels), покупая картины модернистов у владельцев-евреев за символические деньги…
Как объяснил директор музея в Берне Маттиас Френер (Matthias Frehner), коллекция Гурлитта будет показана в одной экспозиции, а затем интегрирована в собрание музея. Разместить уникальные произведения будет нетрудно, ведь коллекция, прежде всего, состоит из рисунков, которые из требований сохранности «всё равно нельзя выставлять постоянно».
Работы мастеров увидят и жители Германии, скорее всего, в Баден-Вюртемберге. «Конечно, каждый музей в Германии мечтает первым показать зрителям это собрание, – рассказала директор Государственной картинной галерея в Штутгарте Кристиане Ланге (Christiane Lange). – Но ввиду семейных связей Гурлиттов в нашем регионе не исключено, что эта сенсационная выставка будет организована именно у нас».
Пока музеи сражаются за право «первой ночи» родственники коллекционера выясняют отношения. Сам Корнелиус Гурлитт (он скончался в мае прошлого года) наследовал произведения из собрания отца Бернскому музею. Но кузина Гурлитта, Ута Вернер (Uta Werner), опротестовала это завещание в суде. По её мнению, Корнелиус Гурлитт к моменту составления этого важного документа был недееспособным, а, значит, завещание является недействительным.
В марте этого года Мюнхенский суд отказал фрау Вернер в выдаче ей свидетельства о праве наследования «мюнхенской коллекции», посчитав завещание Гурлитта юридически правомочным. В то же время кузина передала через своего адвоката, что недовольна решением суда, члены которого вместо проведения собственной экспертизы и опроса свидетелей «ограничились двумя старыми медицинскими заключениями о состоянии здоровья Корнелиуса Гурлитта». До конца апреля Ута Вернер имеет право обжаловать уже это решение суда.
А пока в музеях Европы с нетерпением ждут окончания судебных тяжб, чтобы, наконец, продемонстрировать публике эту нашумевшую коллекцию. Кстати, со всей этой историей связана и исследовательская работа по выяснению происхождению картин и рисунков. Многие из артефактов были попросту украдены нацистами у еврейских владельцев, таких, например, как Вальтер Вестфельд (Walter Westfeld). Около 20 запросов от возможных наследников поступило в государственную исследовательскую группу «Schwabinger Kunstfund», которая в настоящее время проверяет в Германии происхождение работ из собрания Гурлитта. Правда, для продолжения этой важной деятельности также нужно дождаться финала юридических коллизий.
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=16020&Itemid=13
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode