наше отечество — русский язык
Население Германии начинает отходить от классической модели «папа, мама, я – счастливая семья».
Как свидетельствуют данные переписи, проведённой в 2013 году Федеральным ведомством по статистике (Destatis), почти каждая третья семья в Германии больше не живёт в соответствии с классической моделью, когда «ячейка общества» состояла из одного мужчины и одной женщины, чьи отношения были скреплены брачными узами, а также как минимум одного ребёнка. Ещё в середине 1990-х годов в зарегистрированных браках состояли свыше 80% родителей. Сегодня значительная часть детей растёт в других семейных констелляциях.
По данным Destatis, в 2013 году 20% отцов и матерей были родителями-одиночками (из них женщин 1,45 млн., мужчин 166 тыс.). Ещё 10% жили в незарегистрированных или однополых партнёрствах. В принципе, у немцев по прежнему доминируют именно брачные союзы. Так, в 2013 году 70% родителей, или почти 8,1 млн. семей, имели как минимум одного ребёнка в возрасте до 18 лет (как рождённого в браке, так и пасынков, приёмных или усыновлённых детей). Но в 1996 году таких семей было значительно больше – 81%, или 9,37 млн. Меньше всего супружеских пар в восточных землях – Саксонии (23%), Саксонии-Анхальт (26%) и Берлине (27%).
Ещё в 2012 году 35% немцев в возрасте от 20 до 39 лет считали официально зарегистрированный брак пережитком прошлого. Отказываются жители Германии и от пышных свадеб: 71% респондентов указали, что не намерены тратить огромные деньги, в которые обходится свадьба. По статистике, каждый второй совершеннолетний житель Федеративной Республики одинок в полном смысле этого слова: только около 50% организуют свой быт с супругом/супругой или другом/подругой, или с родителями, или с детьми. Это является самым низким показателем с 1996 года. Причём больше всего одиночек в восточных землях (58%). Общее же число одиноких родителей по сравнению с 1996 годом возросло на 6%.
Для дюссельдорфского психолога Сюзанны Альтвегер (Susanne Altweger) тот факт, что дети растут в семьях, в которых родители состоят в незарегистрированном браке, не является поводом для беспокойства. «Большинство детей с психологической точки зрения невероятно адаптивны (гибки), – считает она. – Более рискованно, когда детей уже с первого года их жизни отдают в детские сады и группы продлённого дня. Дети нуждаются в фундаменте в виде семьи, а состоят ли родители в браке, или нет – им это не важно. Но последствия отсутствия такого фундамента могут оказаться для ребёнка драматичными».
Того же мнения и социолог из Технического университета Дрездена Тило Шлинциг (Thilo Schlinzig). Вдобавок он уверен в том, что «благополучию детей, которые растут в гомосексуальных партнёрствах, ничто не угрожает».
«Без брака, без партнёра, но с ребёнком – так сегодня живёт в Германии значительно больше семей, чем прежде, хотя брак по-прежнему доминирует и в обозримом будущем полностью не исчезнет, – говорит научный сотрудник Федерального института исследований в области народонаселения (BIB) в Висбадене Юрген Дорбриц (Jürgen Dorbritz). – Романтический флёр сохранится и впредь. Но прогрессирующая индивидуализация общества становится всё более очевидной. Один из десяти молодых людей (обоего пола), пожелавший остаться бездетным, – этот показатель в Германии соответствует международному уровню. Институт брака постепенно теряет свою значимость».
Сергей Дебрер
№ 44, 2014. Дата публикации: 31.10.2014
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=14890&Itemid=13
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode