Избранное сообщение

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Такая спасительная безработица


Хамоватые продавцы и недовольные пациентами медсестры, нахрапистые штукатуры и хабалистые официантки – все эти явления продукт отсутствия безработицы в нашей стране, а значит, и боязни потерять свое место в сфере обслуживания, торговле или медицине. Можно долго философствовать об особенностях менталитета, воспитании и «совковом» влиянии, но ответ для меня прост: люди не дорожат низкоквалифицированной работой, так как всегда будут приняты продавцом, кассиром, нянечкой, медсестрой, слесарем или штукатуром, вероятно, еще на большую зарплату. Ярмарки вакансий просто пестрят объявлениями.


Естественно, такой подход к работе имеют далеко не все. Есть люди совестливые и ответственные. Профессионалы любят свое дело, организацию и дорожат авторитетом, качеством сделанного. Их лелеет любой работодатель и уважают клиенты. Но, к сожалению, работников с советских плакатов все меньше, а халтурщиков, претендующих на большие зарплаты, все больше. Их балуем мы, интерес к самообразованию, социальные льготы и отсутствие безработицы.


Увольняйте! На такие деньги никого не найдете!


В 30-й поликлинике Минска наблюдал, как несколько женщин возмущались, что флюорография не начинала работу в положенное время, а медсестра просто распивала чаи. Потом она по-своему стала формировать очередь и всем грубила. На угрозу посетительницы подать жалобу главврачу та просто рассмеялась в лицо и сказала: «Да хоть увольняйте, мне все равно. Никто здесь за копейки работать не будет». Я осознаю, что проблема не только в хамстве, но и в маленькой зарплате медсестер. Тогда лучше иметь две медсестры в физиокабинете с зарплатами в шесть миллионов, чем четырех, постоянно пьющих чаи и всем недовольных, но с зарплатами по три миллиона. Мне кажется, что выиграют от этого абсолютно все. Ведь сегодняшняя ситуация с нехваткой низового медицинского персонала действительно делает медсестру или нянечку хозяйкой всего положения. То есть гегемония пролетариата возвращается, и это мы уже проходили с плохим послесловием.


Наша газета недавно писала о том, что в 2014 году было привлечено к ответственности более трех тысяч работников минской торговли. И большая часть этих нарушений связана с некачественным обслуживанием. Можете представить реальный объем проблемы, подразумевая, что далеко не каждый брал «жалобную книгу», и в конечном итоге дело доходило до дисциплинарного взыскания. Например, на мой материал «Торговля «по-совковому» склады не разгрузит» и соответственно запрос я так и не получил официального ответа от ЦУМа.


Одна из наших онлайн-трансляций интернет-телевидения была посвящена торговле и ценообразованию, где говорили с первым заместителем начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Алексеем Романовым. Как человек, долго работающий в сфере торговли, он согласился с сегодняшней проблемой качества обслуживания и дал объяснение этой беде. Сейчас никто не дорожит своим местом и авторитетом профессии. Большинство крупных торговых сетей испытывает дефицит кассиров. Магазины ищут продавцов, а те диктуют свои условия работодателям и, что самое страшное, покупателям. Раньше торгового работника брали в универмаг после десятка согласований, изучения характеристик с предыдущего места работы. Сейчас любой с виду приличный человек пусть и вообще без образования - просто находка для магазинов. Трудовую книжку ведь можно и с нуля начать. Никто и не захочет интересоваться, а может, с предыдущих мест работы его выгнали за мелкие хищения, грубость и недисциплинированность. А между тем на дверях целого ряда магазинов висят объявления о поиске продавцов. Притом что и зарплаты предлагают немаленькие. Сетевой ритейл готов платить кассирам от пяти до шести миллионов. Наверное, в школе столько только классный руководитель, работающий на две ставки, зарабатывает.


Все банально – отсутствие конкуренции и системы профессиональных ценностей, только потребительское отношение к работе и элементарная разбалованность дефицитом рабочих рук привели к последствиям, о которых я писал в самом начале. На мой взгляд, выход один: безработица и правильная мотивация персонала. Пишу и не понимаю: неужели кому-то реально приятно работать так, чтобы твой труд и поведение с негативом воспринимали клиенты, заказчики и покупатели? В конечном счете, если мало платят, не виноват покупатель или больной в поликлинике. Найдите другую работу. И все же нравится, судя по тому, с чем мы ежедневно сталкиваемся.


Пенсию и поликлинику надо заработать


К глубокому сожалению, но социально ориентированная экономика привела к тому, что на пенсию, поликлинику, детский сад, школу и другие дотируемые государством сферы в полном объеме имеет право как работающий, так и тунеядец. А это еще один повод не работать или диктовать свои условия работодателю, не боясь увольнений и сокращений. Любой бездельник, кроме небольших выплат от государства, может спокойно по месту прописки пойти в поликлинику, лечь в больницу, получить направление на обследование, устроить ребенка в школу, садик и претендовать на минимальную пенсию. Лично я не понимаю, зачем выявлять и бороться с тунеядцами. Надо бороться с их льготами. В любой цивилизованной стране мира работа – это не только зарплата, но и весь социальный пакет гражданина страны. Неработающий человек – это абсолютный изгой общества. Его детей не возьмут в бесплатную школу, его не примут в поликлинику и больницу, он не получит в старости никакой пенсии и страховки. Он не купит дом, даже если деньги есть. На все это отчисляется с конкретного и абсолютно «белого» заработка или бизнеса. Так что не стоит, с одной стороны, искать тунеядцев, а с другой - выписывать им талончик в поликлинику. Лишите тунеядца всего социального пакета, и он поскачет искать работу и будет ей дорожить. Может, это жестко прозвучит, но зато честно по отношению к миллионам тех, кто вкалывает на нескольких работах, чтобы обеспечить семью и свою старость.



Уверен, что в условиях рыночной экономики просто должен существовать процент безработных - это естественный процесс, который позволяет работодателям выбирать лучшее, а работникам быть в тонусе и постоянном самосовершенствовании. У нас много говорят об электронном правительстве, автоматизированной оплате коммунальных услуг и регистрации автотранспорта, оплате налогов и других удобствах для пользователей интернетам. Почему-то никто не говорит о единой базе работников страны. Приходит к вам устраиваться продавец, вы - запрос в эту базу, а оттуда - выписка со всех его мест работы. Может, это сдержит от хамства покупателям. Хотя о чем я – продавцов же не хватает. Зачем приличное резюме?


Нужен рынок труда с конкурентной средой


Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, размышляя над вопросом об ответственности кадров, в программе «Картина мира» сказал: «Мы много говорим об ответственности директора, главного конструктора – это все понятно. Но когда сотнями с предприятия увольняются за нарушение трудовой и производственной дисциплины и потом переходят на другую сторону улицы и устраиваются на новое предприятие – так быть не может. Должен быть рынок труда. Если тот же рабочий не будет чувствовать дыхания в затылок – он обязательно будет работать плохо. По крайней мере, не всегда качественно». Просто и точно. А что думаете вы по этому поводу? Пишите, комментируйте, высказывайте мнения!


http://www.sb.by/blog/153315-dmitriy-parton/takaya-spasitelnaya-bezrabotitsa.html


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode