22.03.2013 11:56:00
Влад Мамышев-Монро был лицедеем разных эпох, всегда оставаясь актуальным
Тэги: мамышев, художник
Фото с сайта www.open-gallery.ru
Человек, органичный в образе Мэрилин Монро и Юлии Тимошенко, Путина и Полония, Чаплина, Ивана-Царевича и даже Гитлера, кажется вневременным. То есть Мамышев-Монро, дебютировавший в образе одной из самых желанных актрис с трагической судьбой, стал не то что необходимой, а естественной, само собой разумеющейся частью современного искусства в самом широком смысле - фотографии и видео, но главное - перформанса и театра. Ну, просто будто он был всегда, а без него уже невозможно. Ему было всего 43, и он утонул на Бали.
О том, что Влад Мамышев-Монро погиб, оповестил фейсбук. И тут же известие попало в первые строки информационных лент, с художниками такое бывает нечасто. Никто не мог поверить, и пока одни выражали соболезнования, другие надеялись - вдруг, вдруг это перформанс. В час ночи 21 марта РИА Новости сообщают: из посольства России в Индонезии ни опровержения, ни подтверждения не было. Андрей Бартенев в комментарии телевидению говорит, Мамышев перестал выходить на связь с 16 марта. Если бы это и правда была неудачная выдумка. Что-то дурацкое про райский уголок и «Баунти»… Ведь у него 6 апреля «Полоний» в «Политеатре», у него в Московском музее современного искусства открылась выставка, по следам этого Полония сделанная. Нет, официальное подтверждение приходит утром 21-го: погиб еще 16 марта, по предварительной информации, утонул в бассейне.
…Он служил на Байконуре, открыл там детскую рисовальную студию и театральный кружок. И там же впервые облачился в Монро. И в команде Тимура Новикова, среди «Новых художников», будет прекраснодушная Монро, и одновременно Мамышев будет среди создателей «Пиратского телевидения». Будет на этом видео один эпизод, когда Гидру ГКЧП (Монро в женском белье и нитках белых бусин) прогоняют те самые новые художники. Много позже он сделается железной леди Любовью Орловой, в 2000 году, когда в стране подул другой ветер. Он всегда будет актуальным. Сыграет в переделанной под себя «Волге-Волге», за которую в 2007-м получит «Премию Кандинского». Орлова и Монро - это ведь антиподы с отдаленным внешним сходством. Лицедейство было у него в крови, его материал - лицо, парадоксальным образом поддававшееся невообразимым метаморфозам и притом остававшееся узнаваемым, мамышевским. Будь то Монро, разом «отвечающая» и за актрису, и за уорхоловский ее «репринт», будь то Штирлиц и его жена из «Семнадцати мгновений весны». Можно сказать - «китч», можно повернуть иначе - демократичность искусства, не терпящая иерархии не только в искусстве. Так он преспокойно сделал двойной портрет «Илья+Влад», где они с гуру-концептуалистом Кабаковым беседуют, снабженные нимбами да крыльями. Это всё про свободу - от участия в выставке «Осторожно, религия!» до подписания обращения «Путин должен уйти».
Можно быть талантливым художником - одни станут превозносить, другие найдут, за что недолюбливать - делать свои работы, которые критики разберут до мозга костей, а кто-то пройдет мимо, не заметив. Тех, кого нельзя не заметить, единицы. Может, дело в том, что Мамышев-Монро отвел себе преобразовать не кусочек жизни, а ее всю - пусть это был микрокосм, бьющий электрическим зарядом вокруг него в данные минуты. Нравилось это или нет, мимо пройти не получалось, в этом дело. В ускоряющемся мире, где пресловутые информационные потоки не дают остановиться, где всё и все на бегу, попробуй заставь задержаться и смотреть. Можно ли этому научиться? Наверное, либо дано, либо нет.
На его странице в фейсбуке среди любимых цитат было «Не волноваться, а волновать!»
http://www.ng.ru/culture/2013-03-22/100_mamyshev.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode