Избранное сообщение

понедельник, 4 марта 2013 г.

Госсокровища России и частные иски иностранцев - Проблема сохранности ценностей, выставляемых за рубежом, сама собой не решится


2011-10-28


Смена курса российского парусника «Надежда», намеревавшегося зайти в порт Сан-Франциско, но вместо этого повернувшего в сторону открытого моря, стала неожиданностью только для его экипажа. Парусник принадлежит российскому государству и может подвергнуться аресту по судебному иску, выдвинутому в его адрес. Риск такого задержания возник, как только федеральный судья округа Колумбия столицы США принял решение в пользу американской хасидской общины к России – требования передачи ей библиотеки древних книг и рукописей иудаизма – так называемой коллекции Шнеерсона.
Также в разделе:
Головокружение от свободы
Когда наконец уже русский писатель получит Нобелевскую премию по литературе и что для этого надо
Разве евразийский проект – не тема для всенародного обсуждения?
Во что может обойтись россиянам новый альянс со старыми партнерами
Еще три года стабильности
Бюджет России позволит властям заливать проблемы деньгами
Предпринятая предосторожность – не единственная. Уже год как Россия не направляет в США свои выставки, чтобы они не оказались там в плену из-за частных исков, самым известным из которых является требование хасидов.
Впрочем, это происходит не впервые. Еще в 1990-х годах в США возникала проблема претензий американской хасидской общины и других исков к российскому государству. Например, однажды в США застряла выставка картин, что было связано с коммерческими планами принимающей компании. Тогда сравнительно быстро конфликт удалось уладить при содействии Госдепартамента.
И в дальнейшем российской дипломатии удавалось отбивать попытки арестовать выставляемые российские ценности в опоре на гарантии Госдепартамента. Однако в нынешнем случае они практически неэффективны. Это связано с тем, что американские судебные инстанции рассматриваются как самостоятельная ветвь власти, ориентирующаяся сугубо на положения закона, как она их понимает. В случаях, когда оспаривается сама интерпретация закона, решение по ней принимает Верховный суд.
Это не значит, что проблема гарантий неприкосновенности художественных и иных ценностей, принадлежащих нашему государству и оказавшихся за рубежом в связи с проведением выставок и других мероприятий, не имеет решения. На вопрос о том, по какому пути надо идти применительно к США, ответ дает американская Конституция. В ней зафиксировано первенство международных обязательств страны перед внутренним законодательством.
С учетом этого необходимо заключить двустороннее соглашение между Россией и США об охране культурных и художественных ценностей, которое содержало бы взаимные обязательства не прибегать к аресту и задержанию ценностей государства в связи с судебными исками и другими претензиями частных лиц.
По признанию российских дипломатов, переговорный процесс по поводу заключения подобного международного соглашения может оказаться нелегким и потребует значительного времени. На его продвижение могут влиять различные факторы, в том числе и такие, как текущая предвыборная кампания и т.п. Однако в свете тех трудностей, на которые ныне натолкнулись культурные и иные обмены между Россией и США, это стоит затраты усилий.
Можно только сожалеть, что за те десятилетия, что длится тяжба хасидов с Россией в связи с «коллекцией Шнеерсона», и имели место другие подобные иски, наша дипломатия полагалась лишь на временные решения, не приложив должных усилий к заключению постоянного соглашения, способного снять споры раз и навсегда. Видимо, пришло время этим заняться.
Подобные правовые соглашения необходимо заключить и с другими странами. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Россия на днях была вынуждена отказаться от проведения выставки сокровищ Кремля в Праге. Как сообщил «НГ» спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, Чешская Республика имеет соглашение с США о поддержке исполнения судебных решений, и это создает угрозу задержания в этой стране российских сокровищ (см. «НГ» от 27.10.11). Своевременное заключение с этой страной соглашения о защите культурных и художественных ценностей позволило бы избежать срыва мероприятия
Подробнее:http://www.ng.ru/editorial/2011-10-28/2_red.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode