Избранное сообщение

понедельник, 4 марта 2013 г.

Склеп Морозовых и моленная Рябушинского










Изучаем историю старообрядцев через архитектуру



26 ноября 00:05Газета № 414 (414)Елизавета Подшивалова





















Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1784 года на месте собора стояла старообрядческая моленная, принадлежащая династии купцов Шибаевых.


© NVO



Со времен церковной реформы патриарха Никона старообрядцы существовали вопреки постоянным преследованиям. Иногда гонения прекращались на несколько лет, потом со сменой правителя возобновлялись с прежней силой. Способы выживания различных течений старообрядцев можно отследить в том числе с помощью архитектуры.





Хотя политические права староверов ущемлялись, с финансовой точки зрения общины никогда не бедствовали — в них входили видные купцы и фабриканты, щедро жертвовавшие деньги на строительство и маленьких тайных моленных, и огромных соборов.


Переломным моментом в истории старообрядчества стал изданный в 1905 году указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», который позволил открыто проповедовать любую религию. В течение недолгого периода до начала революции, получившего название «золотой век старообрядчества», было отстроено более тысячи церквей и монастырей.


Староверы делятся на множество течений, но объединяет их особое почитание Богородицы. Не случайно большинство старообрядческих храмов посвящено Покрову Божией Матери — считалось, что именно благодаря ее покровительству общины смогли выжить.
1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Малый Гавриков пер., д. 29


С 1784 года на месте собора стояла старообрядческая моленная, принадлежащая династии купцов Шибаевых. После указа о веротерпимости община верующих официально зарегистрировалась и стала собирать деньги на строительство настоящего собора. В конкурсе проектов храма участвовал известнейший Лев Кекушев, но общим голосованием выбран был И. Бондаренко. Собор двухэтажный: для будничных служб есть небольшой нижний храм на 300 человек, а для праздничных — верхний, на тысячу человек. Купол и шатер собора были украшены майоликовой черепицей, а внутри находился необычный бронзовый иконостас. Сейчас в бывшем здании храма организована школа борьбы.



2. Моленная Рябушинского


Малая Никитская ул., д. 6/2, стр. 5


Открыто молиться и строить храмы старообрядцы не могли; более того, за присоединение к староверам полагалось уголовное наказание. Выходом из положения стали тайные домашние моленные. В известнейшем сооружении московского модерна — особняке Рябушинского такая моленная располагалась на втором этаже, и вела туда отдельная лестница. В этой комнате Рябушинский со слезами отмаливал штрафы, которыми он карал нерадивых работников.



3. Покровский собор


Рогожский пос., д. 29


Старообрядческая община не была стеснена в средствах и, когда было дано разрешение на постройку храма, не скупилась на пожертвования. Покровский собор задумывался архитектором М. Казаковым как огромное многокупольное сооружение, превышающее по размерам даже Успенский собор Кремля. Однако когда об этом плане доложили Екатерине II, она повелела оставить в церкви только один купол и сломать алтарную часть. В результате собор приобрел необычный непропорциональный вид, больше напоминающий жилое сооружение.



4. Рогожский некрополь


Старообрядческая ул., д. 31-а


Рогожский некрополь был основан в 1771 году, когда из-за чумы в Москве были закрыты все кладбища, в том числе два старообрядческих. Так как во время правления Екатерины II гонения на староверов практически прекратились, с ее разрешения рядом с кладбищем сначала был выстроен храм, таким образом, постепенно образовался старообрядческий поселок. Здесь были похоронены многие известные купцы, приверженцы старой веры, в том числе Морозовы. Однако в годы советской власти некрополь был практически разрушен, а мрамор склепов и памятников был использован при строительстве метро.



5. Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы


Токмаков пер., д. 17


После принятия указа о веротерпимости старообрядцы стали формировать свой самобытный архитектурный стиль, который условно можно определить как «старообрядческий модерн». Он сочетал новейшие течения архитектуры с отсылками к культуре Древней Руси. Одним из его создателей был молодой архитектор И. Бондаренко, которому при строительстве первого же храма дали полный карт-бланш — не ограничивая ни в финансах, ни в архитектурных решениях. В результате получилось уникальное сооружение, больше похожее на сказочный терем.



http://mn.ru/moscow/20121126/331465728.html


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode