Избранное сообщение

среда, 22 августа 2012 г.

"Нельзя подделывать настоящее"



Анри Картье-Брессон (1908-2004) - отец фоторепортажа

2012-08-22 / Петр Спивак

история, фотография / Повсюду переклички: в Цюрихе человек идет мимо афиши о выставке Анри Картье-Брессона, а на афише бегущий и его отражение.Фото Reuters
Повсюду переклички: в Цюрихе человек идет мимо афиши о выставке Анри Картье-Брессона, а на афише бегущий и его отражение.
Фото Reuters
Слово «техника», как известно, происходит от греческого «технэ» – мастерство, умение. Но подразумевает не столько навыки и приемы, сколько совокупность механизмов и устройств, работающих на отделение человека от природы, – все то, без чего он был бы ею поглощен.
Ровно 200 лет назад, 22 августа 1812 года, швейцарский археолог и путешественник Иоганн Буркхардт обнаружил на территории, которая сейчас принадлежит Иордании, руины Петры – древнего торгового города. При засушливом климате жители Петры не страдали от дефицита воды: они создали сложную систему терракотовых труб и резервуаров. Высокие технологии тысячелетней давности.
Потом, ближе к нашим дням, стали появляться предпосылки промышленной революции. Французский физик и математик Дени Папен, родившийся 22 августа 1647 года (ум. 1712), создал один из первых в мире паровых котлов, паровую повозку, центробежный насос и другие машины. А 22 августа 1771 года родился английский механик Генри Модсли (ум. 1831), изобретатель токарно-винторезного станка – для изготовления болтов и гаек. Модсли их стандартизировал, и все это создало условия для быстрого индустриального роста. А с ним и до индустриального общества недалеко.
Также в разделе:
Изящество жестов
Французский мастер живописи Жан-Батист Грёз (1725-1805) умер забытым и полунищим
Джазовая природа таланта
20 августа писателю Василию Аксенову исполнилось бы 80 лет
Когда нужно отбросить все страхи. Дни в истории 17–19 августа
У киноактера и режиссера Шона Пенна обостренное ощущение того, что рядом с нами люди слабые, находящиеся под гнетом
Технику направляют разум и воля человека. Взаимодействие того и другого рассматривается не только инженерами, но и гуманитариями. «Идеи разума, или духа, бессильны, если они не вступают в практику или не реализуются в жизни и практических ситуациях, которые созданы порывом и человеческими побуждениями», – писал немецкий философ Макс Шелер, который родился 22 августа 1874 года (ум. 1928). И мечтою его было – соединить дух и жизненную энергию, осуществить вечную сущность Бога и полноту человека.
Не обошлось, знамо дело, без призрака коммунизма и сопутствовавших ему технократических утопий. 22 августа 1873 года появился на свет русский человек-универсал – Александр Малиновский, известный под своим псевдонимом: Александр Богданов. Был он и экономист, и писатель, и революционер (даже депутат Думы от социал-демократов и член ЦК большевиков), и основоположник нового философского учения, ставящего в основу бытия организационные процессы. Таким образом он собирался привести мир в гармоничное состояние. Многим современным экологам и теоретикам устойчивого развития большой привет.
Шло это у Богданова от присущего нелибералам недоверия к свободе личности и стремления поставить во главу угла логику целого. Стремления гибельного во всех смыслах слова, самоотверженного: Богданов был еще и врач, создавший в Москве Институт переливания крови и погибший там в 1928 году при неудачном опыте на себе...
Ну а как насчет плодотворности диалога между технологией и культурой, художественным творчеством? Примеров тому много. Кто скажет, что не обогатил культуру кинематограф? Наконец, есть еще такой технологически родственный ему вид искусства, как фотография. 22 августа 1908 года родился ее классик – француз Анри Картье-Брессон (ум. 2004), отец фоторепортажа. Документалист до мозга костей, он, как это ни парадоксально для художника, был противником вымысла, инсценировки, режиссирования и т.п. «Нельзя подделывать настоящее, – говорил он. – Люблю правду и только правду показываю».
Картье-Брессон – пример соединения двух ролей: практика и теоретика. «Решающий момент» – название альбома его лучших снимков и введенный им же в одноименной статье-манифесте термин, который обозначает высшую точку события. Вся соль тут в том, что «разница между хорошим произведением и посредственностью – вопрос миллиметров». Идет непрерывное противостояние человека с объективом и необратимого хода времени. Борьба с энтропией – подобно сопротивлению уничтожающей всё и вся природе.
Что только не снимал Картье-Брессон... Портреты у него никак не на первом месте. Но одно из самых выразительных лиц – Игорь Стравинский, великий композитор XX века. А сегодня в календаре два крупных творца музыки.
150 лет исполняется со дня рождения Клода Дебюсси (ум. 1918), французского композитора, по природе своего таланта – романтика и сновидца. «Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», – писал он. Казалось бы, полная противоположность документализму, о котором речь шла чуть выше. Но сам Дебюсси полагал иначе. И заявлял: «Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом».
22 августа 1928 года родился немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (ум. 2007), один из тех, кто фигурирует во всех перечнях авангардистов. Он писал музыку электронную, интуитивную, альтернативную... Взаимовлияние техники и искусства.  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode