Избранное сообщение

четверг, 16 августа 2012 г.

Несостоявшееся величие



У Людовика, герцога Бургундского (1682-1712) было право выбора

2012-08-16 / Петр Спивак

история, франция / Ему виделось будущее величие. Чаще всего такие ожидания обманчивы. Гиацинт Риго. Людовик, герцог Бургундский. Франция, Версаль, 1704
Ему виделось будущее величие. Чаще всего такие ожидания обманчивы.
Гиацинт Риго. Людовик, герцог Бургундский. Франция, Версаль, 1704
Мудрость бывает тысячелетней – иногда в самом буквальном смысле. Сегодня как раз такой случай: 16 августа 980 года родился один из знаменитых мудрецов Востока – Ибн Сина, или, в европейской огласовке, Авиценна (ум. 1037). Выходец из окрестностей Бухары, он работал в Хорезме и в Иране, писал на арабском языке, так что приписать его к одной определенной культуре не удается (и до сих пор в разных странах считают его своим). Мало того: род занятий Ибн Сины, его, как мы теперь говорим, профессиональную принадлежность определить непросто.
Дело здесь не только в универсализме, не только в способности этого человека усваивать и математику, и астрономию, и химию, и медицину, и философию. Просто тогдашняя культура еще не была такой дифференцированной и структурированной, какой стала позднее. И это подталкивало Ибн Сину к определенной картине мира, к ощущению единства различных его начал – материальных и духовных.
Ибн Сина был предвестником европейского Возрождения. Его пятитомный труд «Канон врачебной науки», переведенный на латынь, стал руководством для всех медиков Европы. Рискну сказать, что Ибн Сина – явление всемирное в той степени, в какой можно говорить о всемирности применительно к тем временам и местам. Потом, в последующие века, то тут, то там возникали отголоски того, что Ибн Синой было намечено.
Также в разделе:
Художественность как добро
Два романса Александра Алябьева (1787-1851) по-настоящему выдержали испытание временем
Удивительные истории
Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) неустанно описывал диких жителей нетронутой природы
Последний из династии
Немецкий предприниматель Альфрид Крупп (1907-1967) симпатизировал Гитлеру
В числе его ипостасей была и государственная, политическая. Везир в Хамадане, потом советник и придворный врач в Исфахане... Уже тогда знали, что правителей надо особым образом учить, готовить. А во Франции, при дворе «короля-солнца» Людовика XIV, воспитателем дофина (наследника) – его старшего внука Людовика Бургундского, родившегося 16 августа 1682 года, – служил весьма известный писатель Франсуа Фенелон (он был героем нашей рубрики на прошлой неделе). И он внушал ему передовые идеи и представления. Не дремала, конечно, и другая придворная группировка, консервативная. У Людовика Бургундского было право выбора. Можно в духе альтернативной истории предполагать, каким монархом он бы. Но так уж устроены государственные системы, которые внутренне исчерпали себя: непременно подвернется какая-нибудь злая случайность и не оставит места для благополучного варианта. В 1712 году наследник умер от кори. И не спас его, как Ибн Сина тяжелобольного эмира, парижский врач.
Знаменательное совпадение: именно в этот день календаря, 16 августа 1788 года, министр финансов Франции Ломени де Бриенн объявил государство банкротом. Революция началась менее чем через год.
Обанкротилось государство, но не культура, конечно, и не наука. Разум продолжал работу познания, не обрывались нити преемственности. Ибн Сина изучал в числе прочего человеческое зрение и установил, что нервы наши сходятся к головному мозгу, а за формирование изображения в человеческом глазу отвечает сетчатка. В рифму с этим – другая дата. 16 августа 1845 года родился французский физик Габриэль Липпман (ум. 1921), который предложил метод получения цветных изображений, основанный на интерференции. Ему же принадлежит открытие философски значимое – теорема обратимости: зная о некотором физическом эффекте, можно предсказать существование и величину обратного эффекта.
Чтобы изучить методы преподавания естественных наук, Липпман ездил в Германию и там встречался с Германом Гельмгольцем, известным физиком и физиологом. И вот – очередной пример бесконечной цепи связей и взаимодействий. Ассистентом Гельмгольца одно время был один из уроженцев дня 16 августа – Вильгельм Вундт (1832–1920), немецкий мыслитель, принадлежавший и к естествознанию, и к гуманитарной культуре. Во-первых, он был врач, физиолог и психолог, создатель экспериментальной психологии. Эта последняя базируется на том, что физиология и психология составляют единство, – опять-таки привет Ибн Сине.
Далее: чтобы эксперименты были корректны, а их результаты адекватно истолковывались, необходима продуманная методология, и тут не обойтись без философии, теории познания. То, что потом сформулирует Карл Раймунд Поппер: на научность может претендовать только такая теория, которую в принципе тем или иным экспериментом можно опровергнуть.
Другая, собственно гуманитарная сторона наследия Вундта – в области психологии социальной. Конкретнее говоря, психологии народов. Это был предмет особого интереса для Вундта в последние годы его жизни. Понятно, что материя сия весьма зыбка, туманна, изобилует ловушками и вообще может черт знает куда завести. Поэтому Вундт сосредоточился не на поисках всеобщих законов, а на описании обычаев, языка, мифов. Отсюда мост к нынешним лингвистическим исследованиям, к культурологии современной и постсовременной.
Вот такая намечается траектория: от древнейших времен до наших дней. Кто неподделен, того остается читать и перечитывать. Мотая на ус.
  http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2012-08-16/16_day.html