Избранное сообщение

четверг, 10 ноября 2011 г.

Не шифрование пустоты




Фильм про Виктора Цоя сняли на 300 тысяч долларов

2011-11-10

кино, виктор цой / Настоящий драйв!Кадр из фильма «Бездельники»
Настоящий драйв!
Кадр из фильма «Бездельники»
В прокат сегодня выходит фильм «Бездельники», снятый молодыми о молодых. Фильм необычный со всех сторон – и по минимальным вложениям (весь бюджет – 300 тыс. долл.), и по самостоятельной раскрутке, и по содержанию – любовной лирике Цоя, представленной в образах. С режиссером и сценаристом Андреем ЗАЙЦЕВЫМ поговорила обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА.
– Андрей, «Бездельники» – это ваш первый опыт в игровом кино?
– Первый, если не считать короткометражного «Плаката», снятого по нашумевшей истории – помните, когда на въезде в Москву стоял плакат «Смерть жидам!»; тысячи людей проехали мимо, а одна женщина – вполне, кстати сказать, русская – вышла из машины и попыталась его выдернуть, а он оказался заминированным... Я сотрудничаю со студией ТРИТЭ Никиты Михалкова, делаю там документальные фильмы – после того как Михалков посмотрел «Плакат», он предложил мне сделать монтаж его фильма «12» (эта работа получила «Золотого орла» за лучший монтаж фильма. – В.Ц.). А начинал я на телевидении, в программе «Профессия – репортер» у Михаила Дегтяря. Просто предложил темы – и мне дали возможность снимать. Тогда было такое время – работа находилась очень легко. Снимал для «Репортера» параллельно с учебой на журфаке, который тем и славен, что давал возможность работать с первого курса.
Также в разделе:
Хроники Шамановой балки
В прокат вышел фильм Олега Погодина "Дом"
Викинг среди бандюганов
В российский прокат вышел "Драйв" Николаса Виндинга Рефна
Первый звуковой
Кинотеатру "Ударник" – 80 лет
– В «Бездельниках» звучит песня Цоя, в которой есть слова: «Кто из вас помнит о тех, кто смеялся и пел...» – не хотели вынести их в эпиграф?
– Да нет. Фильм построен на ранней любовной лирике Цоя – в фильме что-то около десяти его песен, которые нужны были нам чисто настроенчески. (Кстати, для меня в юности на первом месте стоял Гребенщиков – бог по эмоциям и по настроению, Цой – на втором... Макаревич? Он очень правильный, а правильность не может долго удерживать.) Я видел домашнее видео Цоя – они со своей компанией точно так же, как наши герои, собирались вместе, дурачились, пили, снимали себя на камеру...
– Почему вы перенесли действие в наше время? Не было бы органичнее снимать ребят в их времени – в 80-х?
– Мы бы не потянули это финансово. Одна попытка подогнать машины того времени обошлась бы в крутую сумму. Мы же снимали на частные деньги, к тому же попали под кризис. В итоге умудрились снять картину за 300 тысяч. Все делали сами, иначе она просто не вышла бы. Цветокоррекцию делали сами, звук я делал сам, сами рекламируем – развешиваем плакаты, поддерживаем сайт в Фейсбуке, сами прокатываем фильм… В «Бездельниках» важна атмосфера, глаза актеров и музыка Цоя. Будут в кадре плакаты советского времени, будет похоже это на, условно говоря, «Рэгтайм» по-русски – не принципиально. Мне жутко было приятно, когда картина получила приз гильдии кинокритиков и киноведов на фестивале «Окно в Европу – 2011». Он для меня важнее, чем приз жюри, – ведь критики столько смотрят лент, они заточены на качество. Похоже, они почувствовали, что «Бездельники» – это не пустое. «Не шифрование пустоты», как говорит Михалков.
– Цитирую вас, про возраст героев: «...когда все переживается с таким накалом страстей, с каким больше никогда не будет переживаться, когда чувствуют, как растет трава и рождается ветер». Почему вы считаете, что накал и чувства – удел молодых? Я знаю десятки молодых, которым это неведомо, и десятки пожилых – чувствующих и «накаленных».
– Сужу по себе. Моя точка зрения – это состояние с годами уходит. Мы с моим другом режиссером Хлебниковым года два-три преподавали в школе юного журналиста при МГУ (с которой начинал и я в свое время). Туда приходили мальчики-девочки, писали нам свои сочинения-впечатления-рассказы – и это было невероятно, сногсшибательно хорошо. Проходил год-другой – они взрослели и становились обыкновенными тетьками и дядьками, скучными, как все. Как будто была душа – и ушла душа. А в свои 15–16 лет они были абсолютно правы во всем – они знали что-то такое, что ты уже не знаешь. Для меня это их преображение стало очень сильным потрясением.
– Главную роль у вас сыграл Антон Шагин, которого страна оценила в «Стилягах» Валерия Тодоровского. С ним легко было работать?
– С ним было сложно, конфликтно... не хочу вдаваться в подробности. Он очень профессиональный актер с талантом от Бога, в нем есть харизма, энергетика. Он может молчать и держать паузу, но все будет так заполнено при этом! По большому счету мне дико повезло с актерами – они все делали максимум со второго дубля. Я не Никита Сергеевич Михалков, который самого посредственного актера может так зарядить, что тот, будучи «копейкой», выдаст 380 километров, как «Мерседес».
– Как Шагин играет без слов страх на крыше – супер! А вот в сцене на кладбище мне не хватило его эмоций – когда он пустыми глазами смотрит на таблички с именем друга.
– Потому что он там безэмоционален, перегорел и может только смотреть. Мы не показали, что с ним было после сообщения о гибели Саши – была сцена, где герой Шагина дерется сам с собой, со своими чертями, но это выходило уж совсем лобово – убрали ее. Он же знал, что таких людей, как Саша, нельзя обижать, ничем хорошим это не заканчивается. Понимает, что его предательство привело к гибели друга.
– То есть юный бездельник валял-валял дурака, а ценой предательства и гибели друга из него выкристаллизовался поэт?
– Случившееся его собрало, от стресса все в нем сконцентрировалось и превратилось в жесткий стержень. Я иногда смотрю на авторов-исполнителей и думаю, что у каждого из них есть схожий поступок за спиной, только один забывает и прощает себя, а другой не может себя простить и знает, откуда рождаются стихи, цену своего успеха. Собственно, почему герой сидит в гримерке, забившись в угол, – он понял, что забыл о годовщине смерти друга, а прошло всего два года!
– Мне кажется, Антон Шагин актер калибра Евгения Миронова, Олега Меньшикова, нет?
– Станет таковым, если будет работать над собой. Талант всего лишь аванс, его надо отработать. Все большие актеры – большие личности.
– А кого вы любите из режиссеров?
– У меня и всех моих друзей кумир – Данелия. И есть некоторое количество фильмов, к которым мне постоянно необходимо возвращаться. «Не горюй!», «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Неоконченная пьеса для механического пианино»... «Пять вечеров» могу смотреть бесконечно – это гениальное кино. Для меня было бы программой-максимум, если бы у кого-то лежало и мое кино, раз в два года пересматривалось, при этом владельцу диска становилось бы тепло, уютно и понятно, что он – не один http://www.ng.ru/cinematograph/2011-11-10/8_bezdelniki.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Подробнее:http://www.ng.ru/cinematograph/2011-11-10/8_bezdelniki.html