Страны ОПЕК+ смогли разрешить противоречия, грозившие разрушить достижения последнего года стабилизации нефтяного рынка, и договорились о темпах роста добычи. С августа и до конца года альянс будет увеличивать ее на 400 тыс. баррелей в сутки ежемесячно и намерен по возможности придерживаться этого темпа и в следующем году. В таком случае сделка ОПЕК+ может завершиться в сентябре 2022 года. ОАЭ, которые противились продлению сделки за пределы первого квартала 2022 года, была сделана уступка: с мая страна, как и РФ, Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак, сможет существенно увеличить добычу.
Крупнейшие производители нефти на заседании 18 июля наконец утвердили новые параметры сделки ОПЕК+ по ограничению добычи после длительных переговоров, которые продолжались на протяжении всего июля. Как и предполагалось, ОПЕК+ с августа будет наращивать добычу на 400 тыс. баррелей в сутки (б/с) ежемесячно. Предполагается, что в следующем году этот темп должен сохраниться, что позволит полностью исчерпать текущую квоту сокращения в сентябре 2022 года. Напомним, изначально сделку планировалось завершить уже к апрелю. Исходя из этих планов, РФ сможет ежемесячно возвращать на рынок около 100 тыс. б/с.
Страны ОПЕК+ не смогли в начале месяца утвердить новые условия сделки из-за позиции ОАЭ: страна возражала против продления сделки далеко за пределы первого квартала 2022 года и при этом требовала изменить для себя базовый уровень отсчета квоты, то есть рассчитывала увеличивать добычу быстрее, чем изначально предполагалось. Столь непримиримая позиция ОАЭ вынудила и других участников соглашения добиваться аналогичных послаблений.
В итоге был выработан компромисс. С мая 2022 года:
- для Саудовской Аравии и РФ будет повышена база отсчета квоты с 11 млн до 11,5 млн б/с,
- для ОАЭ — с 3,2 млн до 3,5 млн б/с,
- для Ирака — с 4,65 млн до 4,8 млн б/с,
- для Кувейта — с 2,8 млн до 2,96 млн б/с.
В целом речь идет о росте общей квоты на 1,63 млн б/с — это значительный объем, однако его возвращение на рынок отсрочено до следующего летнего сезона и, вероятно, будет зависеть от динамики рынка. При этом следующая встреча ОПЕК+ состоится 1 сентября — к тому моменту могут стать понятны перспективы снятия американских санкций с экспорта иранской нефти. Не исключено, что возвращение на рынок 0,7–1 млн б/с иранской добычи заставит страны ОПЕК+ замедлить наращивание добычи.
Несмотря на очевидные успехи ОПЕК+ в стабилизации рынка в последний год — цены с мая 2020 года выросли почти в четыре раза,— демарш ОАЭ напомнил о хрупкости соглашения. Многие аналитики стали опасаться, что дело может дойти до ценовой войны, как в апреле 2020 года. Хотя такого развития событий удалось избежать, лидерам ОПЕК+ пришлось пообещать некоторым членам альянса дополнительный рост добычи весной 2022 года — подобные пожелания, помимо вышеуказанных стран, также высказали Нигерия и Алжир.
Остается вопросом, удастся ли реализовать эти планы с учетом того, что американские сланцевые производители сейчас активно хеджируют свою будущую добычу по текущим высоким ценам и тем самым гарантируют себе долю рынка. Собственный анализ ОПЕК+, по данным Platts, свидетельствует о том, что уже в начале 2022 года рынок нефти вернется в состояние профицита.
В абсолютных цифрах рост добычи в РФ составит, по его оценке, 21 млн тонн.
«Несмотря на то что пандемия еще не побеждена, мы видим, что благодаря активной вакцинации во всем мире восстанавливается спрос на нашу продукцию, восстанавливается использование автомобилей, самолетов. Поэтому сегодня очень важно, чтобы мы вели себя ответственно и дали возможности для восстановления экономики всего мира»,— сказал господин Новак в интервью «России 24».
Ключевым результатом переговоров стало изменение базового уровня отсчета квот, отмечает Дарья Козлова из Vygon Consulting. Фактически пересмотр базового уровня означает, что Россия с мая 2022 года сможет увеличить добычу на 500 тыс. б/с, или около 17 млн тонн в годовом выражении. Вопрос только в том, насколько быстро нефтекомпании смогут нарастить объемы производства, говорит она. Потенциал дополнительной добычи, полагает эксперт, ограничен из-за жесткого налогового режима, изымающего более 60% выручки, изменения программ бурения в Западной Сибири в рамках сделки ОПЕК+, а также пересмотра ряда налоговых стимулов в 2020 году.