Во вторник в юридическом комитете Сената США по видеосвязи прошли слушания, на которые вызвали глав Facebook и Twitter — Марка Цукерберга и Джека Дорси. Слушания были посвящены тому, насколько эффективно технологические компании боролись с фейковыми новостями накануне и во время президентских выборов в США. Однако, увлекшись, сенаторы задали гораздо больше вопросов, чем предусматривала тема слушаний.
Виртуальные слушания в юридическом комитете Сената США растянулись на четыре с половиной часа. Обсуждение вышло далеко за рамки обозначенной темы «Крушение новостей: цензура, подавление и выборы 2020 года». Основные вопросы и претензии, выдвинутые сенаторами, стали продолжением предыдущей встречи с представителями технологических корпораций в конце октября. Тогда сенаторы как от Республиканской партии (именно она стала инициатором слушаний), так и от Демократической высказывались за изменение принятой в 1996 году ст. 230 законодательства США, также известной как «Акт о соблюдении приличий в интернете». Хоть и из разных соображений сенаторы от обеих партий считают проблемой тот факт, что в соответствии с этой статьей хайтек-компании в большинстве случаев не несут ответственности за высказывания пользователей, одновременно обладая довольно широкими полномочиями по блокировке и другим формам контроля пользовательского контента.
Открывая нынешние слушания, глава юридического комитета, сенатор-республиканец Линдси Грэм заявил, что технологическим компаниям, которые усилились за последние годы, больше не нужен «юридический щит» в виде ст. 230. Как и раньше, республиканцы обвинили соцсети в том, что они ведут себя предвзято, цензурируя контент консервативной направленности.
Я не хочу, чтобы правительство брало на себя обязанность говорить Америке, какие твиты законны, а какие нет. Но когда есть компании, у которых власть, как у правительства, и намного больше, чем у традиционных медиа, что-то нужно делать»,— заявил господин Грэм.
Демократы, напротив, обвинили топ-менеджеров в недостаточной борьбе с дезинформацией. Сенатор-демократ Ричард Блюменталь выразил опасение, что «обе компании фактически отступают или сокращают» свои усилия в борьбе с дезинформацией в условиях, когда в штате Джорджия еще продолжается подсчет голосов. Он назвал предпринятые корпорациями действия «детскими шажками» и заявил, что они должны делать намного больше.
Марк Цукерберг и Джек Дорси признали, что ранее были допущены ошибки, однако в 2020 году они подготовились к избирательной кампании намного лучше и действовали намного эффективнее, чем в 2016 году, когда технологические корпорации также обвиняли в недостаточной борьбе с фейковыми новостями во время выборов. По их мнению, принятые меры значительно снизили попытки вмешательства в предвыборную кампанию извне — в 2016 году в этом обвиняли Россию. «Обеспечение неприкосновенности выборов — постоянная проблема для платформ, и мы продолжаем улучшать нашу систему, но я горжусь той работой, которую мы проделали за последние четыре года, чтобы предотвратить вмешательство в выборы и поддержать нашу демократию»,— заявил господин Цукерберг.
Джек Дорси, в свою очередь, заявил, что Twitter активно использовал систему пометок о том, что информация в твите спорна и требует проверки. По его словам, в общей сложности пометки были сделаны к 300 тыс. твитов.
«Мы хотим пояснить, что мы не считаем работу в этом направлении завершенной. Работа продолжается, и наша команда учится, как решать такие проблемы»,— заявил он.
Главам Facebook и Twitter задали вопрос и о том, признают ли они, что их платформы могут вызывать зависимость у пользователей. Марк Цукерберг ответил, что убедительных исследований, доказывающих возникновение зависимости, пока нет и большинство людей не считают себя зависимыми от соцсетей. Джек Дорси, в свою очередь, немногословно признал, что соцсети могут вызывать зависимость.
На слова сенаторов о том, что Facebook и Twitter должны регулироваться как СМИ и нести ответственность за публикуемый контент, Марк Цукерберг заявил, что Facebook — это не какая-то телекоммуникационная компания или новостной сайт, он не создает контента, а просто дает возможность пользователям высказывать свое мнение. По его словам, для таких компаний должна быть отдельная система регулирования.
Я считаю, что такие платформы — это новая индустрия, поэтому у них должна быть другая модель регулирования, отличная от тех двух (новостные порталы и телекоммуникации.— “Ъ”)»,— заявил господин Цукерберг.
Как итог прошедших слушаний, главы Facebook и Twitter дали понять, что готовы принять регулирование с оговорками. По мнению Джека Дорси, можно внести определенные дополнения в ст. 230, либо использовать «лучшие примеры саморегулирования в индустрии», либо вовсе разработать новые отдельные законы. По словам господина Цукерберга, Конгрессу необходимо пересмотреть ст. 230, чтобы «она работала так, как задумано». Оба топ-менеджера также предостерегли законодателей от того, чтобы принимаемые изменения не нанесли ущерба менее крупным технологическим компаниям и не подорвали развитие инноваций.