Избранное сообщение

пятница, 21 августа 2020 г.

Россия попросит у Китая деньги на два мегапроекта за $10 млрд



Российские чиновники не оставляют попыток достучаться до китайских инвесторов, чтобы привлечь деньги в отечественную экономику.

19 августа состоялось очередное заседание рабочей группы межправительственной Комиссии по инвестиционному сотрудничеству РФ-КНР, по итогам которого китайцам было решено предложить еще два многомиллиардных проекта.

Первый - это строительство газоперерабатывающего комплекса в районе поселка Усть-Луга Ленинградской области; второй - создание российско-китайской страховой компании, сообщает пресс-служба МЭР.

На реализацию этих идей требуются инвестиции в размере более 10 млрд долларов, и было принято решение вынести проекты на обсуждение с китайской стороной.

Кто именно из китайских инвесторов мог бы вложить деньги, МЭР не уточняет, признавая, впрочем, наличие проблем, которые «касаются специфических операционных моментов и поиска баланса между российским и китайским регулированием и коммерческими потребностями».

Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству учреждена в 2014 году по инициативе Владимира Путина и Си Цзиньпина для содействия реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере; выявления и устранения барьеров при реализации совместных инвестиционных проектов; для международного партнерства и увеличения интереса со стороны китайских компаний в участии в российских проектах, отмечает МЭР.

Но за продолжающиеся шесть лет попытки привлечь крупный китайский капитал закончились ничем. По данным, с 2014 года объем прямых иностранных инвестиций из КНР в РФ не только не вырос, но даже уменьшился - с 4,543 до 3,717 млрд долларов (.xls).

Китайские инвесторы сворачивают бизнес в стагнирующей российской экономике и раз за разом отклоняют мегапроекты, которые им предлагают чиновники и госкорпорации.

В январе 2019 года стало известно, что Китай отказался финансировать строительство крупнейшего в России завода по переработке газа в Амурской области. Стройку Амурского ГПЗ «Газпром» рассчитывал оплатить за счет проектного финансирования China Development Bank. Он должен был выделить 70% от стоимости проекта, который оценивали в 14 млрд долларов.

Но договориться с банком, который управляется кабинетом министров КНР и находится в прямом подчинении у Госсовета - высшего органа власти Китая, - не удалось.

В 2015 году Пекин отказался участвовать в финансировании газопровода «Сила Сибири», предоставив «Газпрому» возможность самостоятельно оплатить укладку 2 тысяч километров труб.

Прокачка газа по трубе началась в 2020 году, и на начало июня, по данным ФТС, Китай не закупает даже минимальные объемы по принципу «бери или плати».

В 2017 году китайской CEFC решили продать 14,16% акций «Роснефти», но государственный China Development Bank отказался кредитовать сделку, а позднее гендиректор компании Йе Янминь был арестован по подозрению в экономических преступлениях.

Позднее китайцам предложили проект высокоскоростной ж/д-магистрали «Пекин-Берлин» за 10 триллионов рублей, которая, по идее чиновников, должна была статью частью «шелкового пути» в Европу. Но China Railway Eryuan Engineering Group, проанализировав финансовые и технические условия проекта, летом прошлого года отвергла его как нерентабельный.

С 2014 года обсуждалась возможность выпуска российских гособлигаций в китайских юанях. Их планировали разместить в 2017 году, затем перенесли на 2018-й. В марте 2019-го занимавший тогда пост заммистра финансов Сергей Сторчак заявил, что необходимой платформы создать так и не удалось.


 Россия планировала продать юаневые облигации на Московской бирже и по российскому праву, с тем чтобы привлеченные деньги остались внутри страны, однако это идет в разрез с политикой Пекина, который разрешает зарубежным заемщикам лишь панда-бонды. Они продаются на внутреннем рынке КНР, а чтобы вывести деньги за пределы Китая, требуется специальное разрешение.

В долгий ящик был отложен проект «Шелкового пути» из Китая в Европу через Россию, который чиновники обсуждали с 2008 года и который был закреплен многочисленными меморандумами о намерениях.

По соглашению стран-членов ШОС транспортный коридор «Европа - Западный Китай» на территории РФ должны были запустить не позднее 2020 года. Но дороги нет, и в ближайшие 7 лет не предвидится, констатировала в декабре прошлого года Счетная палата. Отношения России и Китая достигли беспрецедентно высокого уровня, заявил в июле этого года президент РФ Владимир Путин.

Они «по праву считаются образцом межгосударственного взаимодействия в современном мире», написал Путин в приветственной телеграмме по случаю открытия VIII заседания Диалога «Партия «Единая Россия» - Коммунистическая партия Китая». «Координация усилий Москвы и Пекина в решении актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня способствует обеспечению международной безопасности и стабильности», - написал Путин.

Материалы по теме



https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode