Минфин России «уверен», что продолжительного и глубокого падения нефтяных котировок «не должно быть», а ЦБ не следует предпринимать экстренных мер для поддержки российской валюты, заявил «Интерфаксу» в пятницу министр финансов Антон Силуанов.
«А что чрезвычайного?» - удивился он, комментируя ситуацию на рынке «черного золота», где цена барреля Brent рухнула на 25% за два месяца и в пятницу ушла ниже 50 долларов за баррель.
На этом фоне индекс РТС обвалился на 15%, курс доллара подскочил на 3,58 рубля за неделю и 4,39 рубля за месяц, добравшись до отметки 67,65 - максимальной за 13 месяцев. Евро подорожал на 5,27 рубля с прошлой пятницы и едва не превысил 75 рублей (74,74).
Скачок курсов стал рекордным с августа 2018 года. Тогда ЦБ РФ отреагировал на коллапс рубля паузой в операциях по скупке валюты для пополнения Фонда национального благосостояния, где, по данным на начало февраля, находилось 124,4 млрд долларов.
Сейчас, по мнению Силуанова, необходимости в таких антикризисных мерах нет, и ЦБ РФ будет продолжать валютные интервенции. За февраль, по плану, он должен приобрести 4,3 млрд долларов.
«Я считаю, что ничего не нужно делать, - сказал министр. - Все бюджетные обязательства защищены. Влияния движения курса на инфляцию я здесь не вижу, поскольку мы сейчас залезли, наоборот, в низкую инфляцию, наша задача - достичь плановых показателей по инфляции».
«Раньше источником нестабильностей всегда являлся бюджет. Потому что денег не было, расходы сокращались. Сейчас мы при цене на нефть даже около 30 долларов за баррель (я фантазирую) четыре года профинансируем спокойно наши расходы. Но я уверен, что такого продолжительного времени низких цен на нефть не должно быть. Потому что и себестоимость добычи целого ряда месторождений, в первую очередь сланцевых, она все-таки выше», - объяснил глава Минфина.
«Когда-то мы уже это слышали… Не осенью ли 2014 года?», - вспоминает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
«События происходят беспрецедентные с трудно прогнозируемым сценарием», - добавляет он: мировые фондовые рынки схлопнулись на 5 триллионов долларов за неделю, падение акций в США побило 9-летний рекорд, а европейские биржи обвалились беспрецедентно с кризиса 2008-го.
При продолжении распродаж на западных площадках, снижение в России «примет обвальный характер», а курс доллара уже на следующей неделе коснется 69 рублей, прогнозирует аналитик «Финама» Сергей Дроздов.
Если страхи же пандемии коронавируса материализуются в виде глобального экономического кризиса, доллар будет стоить дороже 70, а ЦБ отреагирует привычным образом - повысив ключевую ставку, говорит завотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Девальвация породит вспышку инфляции, а также череду предложений «запретить» то, что вызывает беспокойство - например, хождение доллара, либо закрыть потоки капитала, ограничить наличность. «Власти могут не выдержать и что-нибудь запретить», - говорит Миркин.