Избранное сообщение

понедельник, 23 декабря 2019 г.

Транзит газа через Украину продлен еще на пять лет


России и Украине удалось предотвратить очередной газовый конфликт, чреватый закручиванием вентиля на пути в Европу

Фото: Reuters

Свежий вентиль перемен

    23.12.2019, 0:00

России и Украине удалось предотвратить очередной газовый конфликт, продлив контракт на транзит российского газа еще на пять лет, до 2024 года. Соглашение, детали которого были раскрыты 21 декабря, фиксирует утрату Украиной статуса главной транзитной страны для «Газпрома», уравнивая ее с Польшей и Турцией. В то же время Украина добилась гарантий сохранения транзита в объеме не менее 40 млрд кубометров в год, что позволяет ей сохранить газотранспортную систему, и немедленной выплаты $2,9 млрд от «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража. Российская компания, в свою очередь, получает возможность нарастить экспорт газа в Европу в ближайшие годы, не беря слишком обременительных долгосрочных обязательств.

Исходом долгих и напряженных газовых консультаций между Россией и Украиной стало достижение договоренности о продолжении транзита газа после 1 января 2020 года в течение пяти лет. Так, «Газпром» должен взять на себя обязательства оплатить мощности украинской газотранспортной системы (ГТС) в объеме 65 млрд кубометров в 2020 году и 40 млрд кубометров в следующие четыре года. Кроме того, компания до 29 декабря выплатит «Нафтогазу» $2,9 млрд по решению Стокгольмского арбитража, при этом стороны отзовут все иски друг к другу по контрактам на транзит и поставку газа от 2009 года.

Согласно протоколу о продлении транзита, «Газпром» до конца года должен будет подписать два соглашения: межоператорское с «Оператором ГТС Украины» (ОГТСУ), второе — с «Нафтогазом» на бронирование мощностей ГТС. Таким образом, «Нафтогаз» выступит посредником между «Газпромом» и ОГТСУ. Смысл этой схемы, как ее пояснил вице-премьер РФ Дмитрий Козак, в том, чтобы «Газпром» не зависел от решений украинского регулятора по установлению транзитного тарифа. В контракте с «Нафтогазом» будет закреплен фиксированный тариф, который будет платить «Газпром» украинской компании (стороны его не раскрывают). «Нафтогаз», в свою очередь, будет сам договариваться с ОГТСУ и регулятором о том, сколько заплатит за бронирование мощностей. Эта разница в тарифах, по сути, сформирует маржу «Нафтогаза», который тем самым остается ключевым украинским бенефициаром от продолжения транзита, что мало соответствует решению правительства Украины о выделении ГТС из состава компании. А ОГТСУ в ближайшие пять лет на самом деле не будет играть существенной роли в организации транзита российского газа, вопреки заявлениям украинской стороны.

Каков будет реальный транзитный тариф, неизвестно. Глава Минэнерго Украины Алексей Оржель сказал лишь, что тариф будет выше текущего уровня, поскольку объем транзита упадет: «Есть четкое понимание сторон — тариф определенным образом должен быть увеличен». Сейчас «Газпром» платит $2,6 за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км, что соответствует $32 за доставку 1 тыс. кубометров по ужгородскому коридору до границы со Словакией. Прежде «Нафтогаз» настаивал на тарифе в $3,2 за 1 тыс. кубометров при прокачке 60 млрд кубометров в год.

Самые важные параметры будущего соглашения — это объемы и сроки транзита. «Газпром» изначально настаивал на более коротком контракте, который позволил бы компании завершить строительство обходных газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». В то же время собеседники “Ъ” в компании и на рынке неоднократно указывали, что полный отказ от украинской ГТС снизит возможности «Газпрома» по оперативному наращиванию экспорта газа и лишит «страховки» на случай аварии или проблем с другой транзитной страной (например, Польшей).

«Главная проблема ГТС Украины — хроническое недоинвестирование, в этом контексте нынешний пятилетний договор — спасение для нее. Если бы стороны согласились на незамедлительный переход к гибкому и нерегулярному транзиту, то это оказалось бы для ГТС гораздо более болезненным, чем постоянные платежи по среднесрочному договору»,— полагает аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов.

Объемы транзита через Украину соответствуют выходу «Северного потока-2» и «Турецкого потока» на полную мощность в 2021 году. С учетом этих проектов «Газпром» будет располагать около 190 млрд кубометров мощностей экспортных трубопроводов, а с учетом украинского контракта — 230 млрд кубометров. В реальности, однако, трубопроводы сложно и технологически нежелательно постоянно загружать на 100%. При 90-процентной загрузке газопроводов, не идущих через Украину, «Газпром» сможет поставить в Европу около 210 млрд кубометров при предполагаемом экспорте в этом году в 200 млрд кубометров. Как отмечает господин Касатонов, такой рост экспорта вполне реалистичен, учитывая, что уже к 2022 году прекратится добыча на месторождении Гронинген в Нидерландах, где план по добыче на текущий газовый год составляет порядка 17 млрд кубометров. «То есть появится дополнительная ниша в 15–20 млрд кубометров для российского газа только за счет прекращения добычи на важнейшем для Европы месторождении»,— отмечает он. Аналитик также допускает, что «Газпром» может отнять определенную долю рынка у поставщиков сжиженного газа, импорт которого в Европу в этом году вырос на 50 млрд кубометров.

При транзите в 40 млрд кубометров в год Украина перестанет быть для «Газпрома», как до сих пор, ключевой болевой точкой, и ее роль с точки зрения объемов будет сопоставима с Польшей и Турцией. «Газпром» при нынешнем портфеле долгосрочных контрактов (около 200 млрд кубометров в год) при необходимости сможет отказаться от продолжения украинского транзита в любой момент после 2020 года, просто увеличив загрузку других маршрутов и использование газовых хранилищ в Европе. Этот факт также позволит «Газпрому» добиваться более выгодных условий транзита в будущем, причем не только через Украину — осенью 2020 года истекает контракт на транзит через Польшу, которая уже потребовала увеличить плату за него.

Татьяна Дятел, Юрий Барсуков

23.12.2019": https://www.kommersant.ru/amp/4205204

https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode