Обновлено 25 Февраль, 2019 11:27
Олег Сулькин
Американская киноакадемия поддержала фильмы против расизма
Люди запомнят разное. Кто-то позавидует романтическому настрою дуэта Леди Гага и Брэдли Купера, исполнивших вживую главный хит Shallow из фильма «Звезда родилась» («Оскар» за лучшую песню).
Других потрясло диковинное сюрреалистическое платье представлявшей номинантов Мелиссы Маккарти с «управляемым» кукольным зайчиком, пытавшимся открыть заветный конверт с именами победителей.
И вряд ли кто-то из участников и зрителей оскаровской церемонии не улыбнулся при виде залихватски танцующего на сцене мэтра кинорежиссуры Спайка Ли, получившего за «Черного клановца» премию в категории «лучший адаптированный сценарий». Ранее Спайк Ли получал лишь почетного «Оскара», так что это первая у него награда, так сказать, «с игры».
Именно из таких живых сценок и черточек складывается «композитный» образ 91-й церемонии, прошедшей вечером 24 февраля в киноцентре Dolby Theatre в Голливуде. Награды вручались победителям киногода в 24 категориях, их определяли примерно 8 тысяч членов Американской киноакадемии (AMPAS).
Формально, по количеству полученных премий, лидером года можно считать «Богемскую рапсодию», байопик легендарного рок-певца группы Queen Фредди Меркьюри: «Оскаров» у этого фильма четыре.
Рами Малек, вдохновенно сыгравший Меркьюри, отмечен главным актерским «Оскаром». Серьезную конкуренцию ему составлял Вигго Мортенсен, звезда «Зеленой книги».
Плюс к призу Малека «Рапсодия» отмечена в трех технических категориях – за лучший монтаж, лучший звук и лучший звуковой монтаж.
Главный приз года за лучший фильм вручен режиссеру Питеру Фаррелли и продюсерам антирасистского комедийного роуд-муви «Зеленая книга». Афроамериканец Махершала Али, сыгравшей в нем пианиста-джазмена, отправляющегося в гастрольное турне по южным штатам, получил статуэтку в категории «лучший актер второго плана». Это уже вторая премия в этой категории у Али, два года назад его отметили ею за «Лунный свет». «Зеленая книга» награждена «Оскаром» и за лучший оригинальный сценарий.
Также три «Оскара» у «Ромы» мексиканца Альфонсо Куарона, снявшего, пожалуй, самый личный и ностальгический фильм своей карьеры – о своем детстве в Мехико в начале 70-х годов. Куарон признан лучшим режиссером, его изысканная черно-белая картина отмечена за лучшую операторскую работу, а победа в иностранной категории стала исторической для его родной Мексики – это первый мексиканский фильм, получивший награду Киноакадемии в этой категории.
Коммерческий блокбастер-комикс «Черная пантера», рекордсмен года по сборам в кинопрокате, отмечен в трех второстепенных категориях – за лучший саундтрек, за лучшую работу художников-постановщиков и костюмера.
Сенсацией можно считать результаты голосования в категории «лучшая актриса». Многие аналитики и любители кино делали ставку на Гленн Клоуз в психологической драме «Жена», где она сыграла супругу писателя, получившего Нобелевскую премию. В пользу Клоуз говорило и то, что она номинировалась семь раз и ни разу не получила «Оскара». Но главная актерская награда досталась британской актрисе Оливии Колман, виртуозно перевоплотившейся в королеву Анну в костюмном историческом фарсе «Фаворитка» режиссера Йоргоса Лантимоса.
Статуэтку за лучшую женскую роль второго плана вручили Реджине Кинг, сыгравшей спутницу главного героя в экранизации романа Джеймса Болдуина «Если бы Бил-стрит могла говорить».
Две серьезные картины, получившие ранее хорошую прессу, «Вице-президент» (в российском прокате – «Власть») Адама Маккея и «Первый человек» Дэмьена Шазелла (в российском прокате – «Человек на Луне») получили лишь по одному «Оскару». Так, отмечена команда гримеров из «Вице-президента», которая на съемках каждодневно «делала» Дика Чейни из совершенно на него не похожего Кристиана Бейла. А космическая сага об астронавте Ниле Армстронге получила премию за лучшие визуальные эффекты.
Пресса отмечает, что Киноакадемия взяла заметный курс на диверсификацию. Среди получателей премий и тех, кто их представлял, оказалось как никогда много представителей национальных меньшинств, в первую очередь, афроамериканцев и латинос. У «Зеленой книги», «Черного клановца» и еще нескольких премированных и номинированных фильмов – общий посыл, осуждающий расизм и ненависть на национальной, религиозной, гендерной и сексуальной основе.
В социальных сетях оживленно обсуждают структурные новации самой церемонии. После недавнего скандала с комиком Кевином Хартом, отказавшимся ее вести после обнародования его давних гомофобных твитов и возникшей волны возмущения, продюсеры решили провести шоу вообще без ведущего. Что ж, эта церемония оказалась минут на 20 короче, чем предыдущая. И, судя по первым откликам, многим понравилось динамичное начало с зажигательным концертным номером в исполнении группы Queen и Адама Ламберта.
Как всегда, темп праздничного вечера часто тормозило многословие новоиспеченных лауреатов, которые нарушали регламент, чтобы успеть поблагодарить всех причастных к успеху коллег, а также родственников до седьмого колена. С другой стороны, искренность и эмоциональность некоторых восторженно встреченных публикой благодарственных спичей, скажем, Оливии Колман, Альфонсо Куарона и Спайка Ли, заставляли устроителей закрывать глаза на эти нарушения.
https://www.golos-ameriki.ru/a/the-winners-of-the-oscar-2019/4802636.html http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode