Избранное сообщение

четверг, 27 апреля 2017 г.

Как обеспечить мирное сосуществование промышленных компаний с коренными народами?


26/04/2017

Слушать / Загрузить




Фото ООН

Изменение климата открывает новое возможности для промышленного развития Арктики. А это неминуемо отразится на традиционном образе жизни коренных народов Крайнего Севера. Как найти компромисс и сохранить баланс между традиционными способами природопользования и современными методами промышленного освоения арктических районов? Ответы на эти вопросы продолжают искать участники Постоянного форума по вопросам коренных народов, который проходит сейчас в Нью-Йорке. Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью с Анатолием Слепцовым, заведующим кафедрой Арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона Юридического факультета Северо-Восточного федерального университета в Якутске.


*******


Когда начинается освоение территорий, начинается конкуренция традиционного образа жизни кочевых народов или промышленного. Естественно, здесь необходимо искать баланс, это понятно, потому что индустриализация должна развиваться. С одной стороны, это плюс для коренных народов, потому что есть, кому продавать свой товар. Доставить товар транспортом – оленину, рыбу – очень сложно. А когда промысловики находятся непосредственно на месте, им можно продавать. Так же они вкладывают средства в развитие региона. Это важно.


Хочу сказать, что последнее время у нас в Якутии этот вопрос решается, принят региональный закон об этнологической экспертизе. Я сам его разработал. Должен сказать, что на сегодняшний день это единственный правовой акт на территории Российской Федерации, а может быть и во всем мире, который обязывает промышленные компании, когда они собираются вести разработку в местах проживания малочисленных народов, обязательно заказывать этнологическую экспертизу. Она государственная.


Этот закон был принят в 2010 году, и в 2016 году можно подвести небольшой итог. Было проведено 11 экспертиз. Такие гиганты мирового уровня, как Газпром и Роснефть, тоже подчиняются этому региональному закону и проводят этнологическую экспертизу, в результате чего оценивается ущерб, наносимый малочисленным народам.


Хочу сказать, что до этого закона ни одной копейки не было доплачено малочисленным народам за промышленное освоение территории. В связи с принятием этого закона за шесть лет будет выплачено 324 миллиона рублей только ущерба. Кроме того, будут подписаны соглашения на социально-экономическое развитие, которое превышает эту цифру примерно в четыре раза. На сегодняшний день найден какой-то механизм на региональном уровне, который устраивает все стороны: и промышленников, и коренные народы. Эту этнологическую экспертизу проводит независимая сторона, научное экспертное сообщество, потому что ущерб, наносимый малочисленным народам, невозможно рассчитать и он не виден глазу. Допустим, разбили машину, это видно… А народы, которые кочуют, какое там!


Последняя проблема – это резкий переход страны в рыночную экономику. Так как малочисленные народы не привыкли и не имеют таких навыков предпринимательской деятельности, это сказывается. Хотя для этого есть условия в Арктике. У нам в Якутии примерно 200 тысяч оленей, 500 тысяч в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и т.д. То есть возможность развиваться, научиться работать по-новому. До этого времени малочисленные народы, ведущие кочевой образ жизни, не сталкивались с нынешним обществом и кочевали. Их никто не трогал, они никого не трогали. Сейчас пришло новое время. Необходимы документы – и на оленей, и на земельные участки, и на всё. То есть они становятся постепенно полноправными гражданами России. Все документы должны быть зарегистрированы в федеральном реестре. Это веление времени, и над этим мы работаем.

http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/246441/#.WQFf5_nyhH0 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode