25/07/2016
Фонд UCP заявил о праве заблокировать допэмиссию нефтяной компании на 50 млрд руб.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
«Транснефть» планирует провести допэмиссию привилегированных акций, чтобы привлечь в компанию 30–50 млрд руб. Но для выпуска новых бумаг потребуется одобрение не менее 75% нынешних владельцев префов
В поисках финансирования
Совет директоров «Транснефти» на заседании в четверг, 28 июля, рассмотрит вопрос об увеличении ее уставного капитала, говорится в материалах компании.
Планируется выпустить новые обыкновенные и привилегированные акции, совет директоров должен утвердить цену размещения дополнительных акций и оценить стоимость имущества, которое будет внесено в капитал компании в оплату этих акций. Других деталей допэмиссии в материалах компании не приводится. Представитель «Транснефти» сказал агентству ТАСС, что до принятия советом директоров решений, указанных в повестке, вся информация по увеличению уставного капитала является инсайдерской и не подлежит раскрытию. На вопросы РБК он пока не ответил.
Росимущество (владеет 100% обыкновенных акций «Транснефти») уже внесло проект указа о проведении допэмиссии обыкновенных акций «Транснефти», сообщал в конце декабря 2015 года тогдашний начальник управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций ведомства Виталий Сергейчук. По его словам, в течение 2016 года Росимущество оплатит новые обыкновенные акции имуществом (например, 24% акций Каспийского трубопроводного консорциума, которыми «Транснефть» сейчас управляет), а через год после этого, в 2017 году, «Транснефть» разместит привилегированные акции на 30–50 млрд руб.
Реклама
Кликните на видео для перехода на сайт рекламодателя
Допэмиссия проводится в два этапа, чтобы государство сохранило 100% обыкновенных акций трубопроводной монополии, а его доля в уставном капитале не упала ниже 75% (ограничение установлено законом). Сейчас Росимуществу принадлежит 78,1% уставного капитала, а все привилегированные акции (21,9% уставного капитала) принадлежат частным инвесторам и торгуются на Московской бирже. Предполагается, что в ходе допэмиссии доля привилегированных акций увеличится до 25% (соответственно, доля государства снизится до 75% плюс одна акция).
Привлеченные в ходе допэмиссии средства пойдут в компанию — в том числе на ее инвестпрограмму, говорил Сергейчук. Привилегированные акции будут размещаться среди «широкого круга инвесторов», а существующие владельцы префов по закону будут иметь преимущественное право на их покупку, добавлял чиновник.
Строптивый акционер
Дополнительная эмиссия привилегированных акций требует одобрения не менее 75% от общего количества существующих владельцев префов, утверждает представитель фонда UCP Ирина Ланина. Это подтверждает партнер King & Spalding Илья Рачков. По его словам, владельцы префов, как правило, не имеют права голоса на общих собраниях акционеров, но если на собрание выносятся вопросы, которые могут привести к ущемлению их прав, то для принятия такого решения нужно три четверти голосов этих владельцев и это прописано в законе об акционерных обществах. Выпуск новых акций можно расценить как ущемление прав, так как в результате этой допэмиссии дивиденды на одну акцию могут снизиться, поясняет Рачков.
UCP не раскрывает свою долю в «Транснефти», но, по данным самой трубопроводной монополии на 20 июня 2016 года, фонду принадлежит около 71% привилегированных акций, или 15,5% всего уставного капитала. Таким образом, без согласия UCP проведение допэмиссии префов невозможно. «Наше отношение к данной эмиссии будет определяться ее экономическими параметрами и наличием четкой и прозрачной дивидендной политики на основе консолидированных показателей компании, а также статусом решения ряда вопросов по качеству корпоративного управления в «Транснефти», — добавила Ланина.
UCP сейчас судится с «Транснефтью», требуя доплатить почти 100 млн руб. дивидендов за 2013 год, а также через суд добивается предоставления документов о сделках компании с производными финансовыми инструментами в 2014–2015 годах (только в 2014 году на этих сделках она потеряла 75,3 млрд руб.) и подробной информации о ее финансовых активах и операциях за этот период. В конце 2015 года UCP пытался продать свою долю самой «Транснефти» примерно за $2,9 млрд, но тогда сделка не состоялась, рассказывали источники РБК.
Совет директоров в четверг проводится в целях внесения дополнительного недвижимого имущества в уставный капитал «Транснефти» и «исключительно» за счет выпуска обыкновенных акций, передал РБК через пресс-службу новый руководитель управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества Евгений Столяров. Принятие решения о допэмиссии префов будет обсуждаться после внесения имущества в уставный капитал «Транснефти», сказал он.
Впрочем, ранее представители «Транснефти» говорили, что допэмиссия префов не самоцель и потребуется, если будут исчерпаны возможности для привлечения заемного финансирования. «Допэмиссия привилегированных акций — это следующий этап, который пока в проекте указа [правительства]. [...] Это не значит, что префы будут выпускаться автоматически», — заявил в январе журналистам первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин (цитата по «Интерфаксу»). Он подчеркивал, что компания предпочитает кредиты и облигации другим способам финансирования: «Если будут исчерпаны возможности по выпуску облигаций, мы прибегнем к кредитованию, если и этот вариант станет недоступен, то будем выпускать префы». По оценкам топ-менеджера, до 2021 года «Транснефти» необходимо будет занять 120–150 млрд руб.
По данным на конец первого квартала 2016 года, чистый долг «Транснефти» составил около 400 млрд руб., а согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, по итогам года EBITDA компании будет равняться 370 млрд руб., напоминает аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Расстригин. Таким образом, компания находится в хорошем финансовом состоянии и при необходимости может привлекать долговое финансирование в разумных объемах, заключает он. Однако ФАС повысила тарифы на транспортировку нефти вдвое меньше, чем просила компания (с 1 января они выросли в среднем на 5,76% вместо 10,7%). Несмотря на это, совет директоров «Транснефти» решил не сокращать 2,2 трлн руб. расходов на долгосрочную инвестпрограмму, но президент «Транснефти» Николай Токарев допустил, что ее завершение может быть сдвинуто с 2020 на 2021 год.
Теги «Транснефть», допэмиссия, Илья Щербович
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/newspaper/2016/07/26/5795f2aa9a79476cd970b7a8
http://www.rbc.ru/newspaper/2016/07/26/5795f2aa9a79476cd970b7a8
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode