Избранное сообщение

воскресенье, 24 июля 2016 г.

Заинтересованность граждан в повышении качества образования в Молдове




6 июня 2016









С увеличением школьной самостоятельности, учащиеся, родители, учителя и общины в целом могут возлагать на школы ответственность за качество образования, которое они предоставляют.


Фото: Всемирный банк

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Реформы системы образования в Молдове, осуществляемые при поддержке Всемирного банка, обеспечили большую финансовую самостоятельность и возможность принятия школами решений.

У школ появилась заинтересованность в более эффективном использовании выделенных средств, к конечной выгоде учащихся.

Студенты, родители и местные общины имеют право возлагать на школы ответственность за качество образовательных услуг, которые они предоставляют.



Когда мы вошли в комнату, она была наполнена восхитительным ароматом свежеиспечённых плэчинтэ, традиционной молдавской выпечки. Кроме того, чай был заварен великолепно! Действительно, идеальное место, чтобы приветствовать гостей, но также и ещё одно регулярное собрание школьного совета Лицея Михая Эминеску в городе Хынчешты, в центральной части Молдовы.

Школьный совет, состоящий из 13 членов, включает в себя учителей, учащихся, родителей, представителей местных органов власти и частного бизнеса. Каждый член Совета имеет право голоса в принятии решения о том, как израсходовать 6,4 миллиона леев из школьного бюджета (около 340 000 долларов США) за один учебный год. И они следят за тем, чтобы выделенные деньги расходовались в интересах 703 учащихся школы.

Такой механизм управления не является уникальным для Молдовы. В течение последних трёх лет, Министерство образования при поддержке Всемирного банка оказывает содействие в создании инструментов социальной ответственности во всех учебных заведениях страны. В рамках этих реформ системы образования, школы получили большую самостоятельность и теперь имеют больше возможностей совместно с местными сообществами участвовать в управлении собственными финансовыми и людскими ресурсами.
Анна Вивдич, директор лицея, светится от гордости, когда говорит о своей работе.

«Выгоды, полученные нами от финансовой самостоятельности многочисленны - это все для того, чтобы было лучше управлять нашей школой на местном уровне. Мы получили возможность принимать решения по педагогической системе, которой мы пользуемся здесь; мы получили возможность развивать, инвестировать, и определять наши приоритеты самостоятельно: мы делаем то, что нам нужно, и как нам нравится. Это приходит, если вы полностью ответственны за деньги, которые тратите, за жизнь вашей школы в глазах вашего общества и отвечаете наилучшим интересам ваших учащихся», - говорит Вивдич.

История Лицея является частью реформ управления школьным обучением, введённых по всей Молдове с помощью Всемирного банка. Молдова была одной из первых стран, присоединившихся к Глобальному Партнёрству в целях социальной подотчетности, управляемой Всемирным банком инициативы, которая способствует вовлечению граждан в деятельность государственных учреждений.

Однако, изменение подходов не было лёгким на первых порах, когда директорам школ и учителям приходилось учиться управлять бюджетом и эффективно закупать товары и услуги. Но, как утверждает бывший министр образования Майя Санду, эти усилия стоили того.

«Когда мы впервые подняли вопрос о качестве образования, все говорили нам: - «да, но нам нужно надлежащее финансирование». И мы договорились: школы должны хорошо финансироваться. Но что это значит, сколько нужно денег и где мы их возьмём? Первое, что мы должны сделать, это посмотреть на финансирование, которое уже выделено. И посмотреть, должным ли образом и насколько прозрачно используются эти деньги», - говорит Санду.

Основой успеха реформ стало понимание того, что школы лучше знают, что именно им нужно, и как финансировать свою деятельность.

«Первое, что мы сделали, это установили финансовую самостоятельность школ. И в течение последних трёх лет, мы уже видели много проектов, реализуемых в школах за почти те же деньги, и это доказывает, что деньги сейчас расходуются более эффективно», - добавляет Санду.

Социальная подотчетность работает как многосторонняя коалиция, где и родители и учащиеся являются ключевыми участниками.






Вот на таких собраниях члены Совета школы решают, куда направить деньги на развитие школы. Они также обсуждают различные вопросы - начиная от покупки новых компьютеров до теплоизоляции стен.


Фото: Всемирный банк
" Выгоды, полученные нами от финансовой самостоятельности многочисленны - это все для того, чтобы было лучше управлять нашей школой на местном уровне. Мы получили возможность принимать решения по педагогической системе, которой мы пользуемся здесь; мы получили возможность развивать, инвестировать, и определять наши приоритеты самостоятельно: мы делаем то, что нам нужно, и как нам нравится. "

Анна Вивдичи


http://www.worldbank.org/ru/news/feature/2016/06/06/in-moldova-engaged-citizens-raise-quality-of-education


http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode