9 июня 2016, 00:01 | Культура | Евгения Коробкова | написать авторам
Цены на Айвазовского и Шишкина уже никогда не будут прежними
Фото: sothebys.com
7 июня в Лондоне состоялись очередные «русские торги» аукционного дома Sotheby’s.
Как уже писали «Известия», за результатами этих торгов коллекционеры и эксперты рынка следили напряженно. Итоги обозначили поворотный момент в судьбе русского искусства. Учитывая провал осенних «русских торгов», показавших худшие за последние девять лет результаты, аукцион пошел на радикальный шаг, драматично снизив цены на произведения в три, а то и в четыре раза.
Так, к примеру, полотно Константина Маковского «Иван Сусанин», выставлявшееся в 2014 году на Sotheby’s с эстимейтом $3млн, на нынешних торгах «подешевело» в четыре раза и шло с эстимейтом от $700 тыс.
То же касалось полотен Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, Алексея Харламова, Константина Горбатова и других художников. При этом нынешние торги, в отличие от осенних, отметились наличием не просто хороших работ среднего уровня, а шедевров, как, к примеру, нынешний флагманский лот Sotheby’s — «На опушке соснового леса» Шишкина.
Читайте еще:
Россияне считают кредитпрямым путем кразорению
Пессимизм заемщиковобусловлен тем, что на погашениенакопившихся долгов приходитсяотдавать пять зарплат
Арт-критики прогнозировали три пути возможного исхода торгов. Первый — и самый драматический — несмотря на низкие цены, аукцион снова окажется провальным, и Sotheby’s не удастся реализовать и половины своих лотов. Второй вариант — несмотря на сниженные цены, лоты разойдутся не по дешевке, и это будет означать всего лишь правильный маркетинговый ход со стороны Sotheby’s.
Аукцион пошел по третьему и самому интересному пути — большая часть лотов была реализована по сниженным ценам, предложенным аукционным домом. А это, как говорят эксперты, означает конец эпохи высоких цен на русское искусство.
— Когда-нибудь это должно было случиться, — отметил глава интернет-аукциона ARTinvestment Константин Бабулин. — Цены на русское искусство до недавнего времени были сильно завышены. Если нормальные маринисты стоят в Европе порядка €50 тыс., то наш Айвазовский — совершенно не шедевральный для европейского уровня — в 5–6 раз дороже.
И если в прежние времена метровый Айвазовский тянул бы минимум на $1 млн, на минувших торгах два полотна Айвазовского ушли с молотка дешевле $300 тыс. Можно списать печальную цену на «непрофильный вид»: в проданных работах не было ничего морского, и запечатлели они украинскую хату с волами и вид на гору Казбек. Однако критики полагают, что о высоких ценах на Айвазовского следует забыть.
— Айвазовский не будет продаваться по 2 млн уже никогда. Кризис привел в соответствие цены, и $300 тыс. — нормальная и адекватная цена для Айвазовского, — говорит Бабулин.
Тенденцию по «сдуванию цен» поддержали и другие продажи. Уже упомянутое полотно Константина Маковского «Иван Сусанин» было продано ниже эстимейта — за $600 тыс. при нижней границе в $800 тыс.
Константин Маковский
Фото: sothebys.com
За $40 тыс. был продан «Портрет девочки» Алексея Харламова, хотя в тучные годы такая работа стоила бы не менее $120 тыс. «Вид Амальфи» Константина Горбатова ушел с молотка за $27 тыс., что приблизительно втрое ниже докризисной цены.
Были свои рекорды. Уже упомянутый шедевр Шишкина был продан за $2 млн, вдвое превысив верхнюю границу эстимейта. Результат значительный, но неудивительный для Шишкина, работы которого появляются на торгах значительно реже работ Айвазовского. Высокий результат по продажам показал Пиросмани.
Нико Пиросмани
Фото: sothebys.com
Работы грузинского примитивиста выставляются нечасто. Цена в $1 млн за «Косулю», вчетверо превысившая стартовую цену, объяснима, учитывая, что покупателем стал грузинский премьер Бидзина Иванишвили.
Необъяснимой для экспертов показалась неожиданно высокая по цене ($145 тыс.) продажа акварельного эскиза Бориса Анисфельда к постановке балета «Садко». Цена удивительна даже для тучных времен, когда писаные маслом работы Анисфельда не продавались дороже $40 тыс.
По прогнозам критиков, цены на русское искусство XIX века будут продолжать падать. Шедевров вроде шишкинской «На опушке соснового леса» — всё меньше. Качественный уровень картин снижается.
— Эти торги явно продемонстрировали попытку аукционных домов вырваться за пределы XIX века, — говорит Константин Бабулин. — Ушедший в международные торги русский авангард Sotheby’s пытается заполнить привлечением послевоенного искусства: Краснопевцев, Немухин, Рабин.
Между тем работа Дмитрия Краснопевцева «Два цветочных горшка», проданная за $22 тыс., еще совсем недавно стоила бы $70 тыс. 80-сантиметровая статуэтка «Хула-хуп» Вадима Сидура, проданная за $23,5 тыс., хотя и вдвое превысила эстимейт, всё равно не дотянула до своей докризисной цены. По сопоставимой цене на отечественном интернет-аукционе ARTinvestment не так давно были проданы фигурки в четыре раза меньшего размера, а учитывая скандал, разразившийся после недавнего погрома выставки Сидура, следовало бы ожидать, что цена за «Хула-хуп» будет выше.
— На эти торги в Лондоне потянулись люди со смелостью и деньгами, — отмечает лондонский коллекционер Олег Борушко. — Как никогда недорого здесь можно было приобрести работы наших шестидесятников.
Эксперты Sotheby’s отмечают, что нашли нового фаворита продаж среди шестидесятников, пришедших «на замену» авангарду. Им стал Георгий Гурьянов.
— Мы были первым аукционным домом, вернувшим в 2013 году Гурьянова на рынок, — отметил глава Отдела русского искусства Рето Барметтлер. — Три года назад «Гребец Сергей» был продан за $274 тыс. Вчера мы сделали вторую самую высокую продажу Гурьянова. Его автопортрет был продан за $207,5 тыс. В общей сложности мы очень хорошо продали четыре работы этого художника.
Георгий Гурьянов
Фото: sothebys.com
В руководстве Sotheby’s отметили «Известиям», что в целом торгами довольны. Было продано около 70% лотов на сумму порядка $7,5 млн. Благодаря грамотному ценообразованию, 60% лотов удалось продать пусть даже в пределах сниженного втрое эстимейта.
И если провальные осенние торги заставили задаться вопросом, есть ли спрос на русское искусство, то нынешний Sotheby’s отыграл пессимистичный прогноз.
— Конечно, после такого результата мы и не думаем отменять «русские торги», — заявил «Известиям» глава отдела Русского искусства Рето Барметтлер. — Цены, адекватные покупательской способности, пришли в соответствие.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/617164#ixzz4B2vppkAZ
http://izvestia.ru/news/617164
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Цены на Айвазовского и Шишкина уже никогда не будут прежними
Фото: sothebys.com
7 июня в Лондоне состоялись очередные «русские торги» аукционного дома Sotheby’s.
Как уже писали «Известия», за результатами этих торгов коллекционеры и эксперты рынка следили напряженно. Итоги обозначили поворотный момент в судьбе русского искусства. Учитывая провал осенних «русских торгов», показавших худшие за последние девять лет результаты, аукцион пошел на радикальный шаг, драматично снизив цены на произведения в три, а то и в четыре раза.
Так, к примеру, полотно Константина Маковского «Иван Сусанин», выставлявшееся в 2014 году на Sotheby’s с эстимейтом $3млн, на нынешних торгах «подешевело» в четыре раза и шло с эстимейтом от $700 тыс.
То же касалось полотен Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, Алексея Харламова, Константина Горбатова и других художников. При этом нынешние торги, в отличие от осенних, отметились наличием не просто хороших работ среднего уровня, а шедевров, как, к примеру, нынешний флагманский лот Sotheby’s — «На опушке соснового леса» Шишкина.
Читайте еще:
Россияне считают кредитпрямым путем кразорению
Пессимизм заемщиковобусловлен тем, что на погашениенакопившихся долгов приходитсяотдавать пять зарплат
Арт-критики прогнозировали три пути возможного исхода торгов. Первый — и самый драматический — несмотря на низкие цены, аукцион снова окажется провальным, и Sotheby’s не удастся реализовать и половины своих лотов. Второй вариант — несмотря на сниженные цены, лоты разойдутся не по дешевке, и это будет означать всего лишь правильный маркетинговый ход со стороны Sotheby’s.
Аукцион пошел по третьему и самому интересному пути — большая часть лотов была реализована по сниженным ценам, предложенным аукционным домом. А это, как говорят эксперты, означает конец эпохи высоких цен на русское искусство.
— Когда-нибудь это должно было случиться, — отметил глава интернет-аукциона ARTinvestment Константин Бабулин. — Цены на русское искусство до недавнего времени были сильно завышены. Если нормальные маринисты стоят в Европе порядка €50 тыс., то наш Айвазовский — совершенно не шедевральный для европейского уровня — в 5–6 раз дороже.
И если в прежние времена метровый Айвазовский тянул бы минимум на $1 млн, на минувших торгах два полотна Айвазовского ушли с молотка дешевле $300 тыс. Можно списать печальную цену на «непрофильный вид»: в проданных работах не было ничего морского, и запечатлели они украинскую хату с волами и вид на гору Казбек. Однако критики полагают, что о высоких ценах на Айвазовского следует забыть.
— Айвазовский не будет продаваться по 2 млн уже никогда. Кризис привел в соответствие цены, и $300 тыс. — нормальная и адекватная цена для Айвазовского, — говорит Бабулин.
Тенденцию по «сдуванию цен» поддержали и другие продажи. Уже упомянутое полотно Константина Маковского «Иван Сусанин» было продано ниже эстимейта — за $600 тыс. при нижней границе в $800 тыс.
Константин Маковский
Фото: sothebys.com
За $40 тыс. был продан «Портрет девочки» Алексея Харламова, хотя в тучные годы такая работа стоила бы не менее $120 тыс. «Вид Амальфи» Константина Горбатова ушел с молотка за $27 тыс., что приблизительно втрое ниже докризисной цены.
Были свои рекорды. Уже упомянутый шедевр Шишкина был продан за $2 млн, вдвое превысив верхнюю границу эстимейта. Результат значительный, но неудивительный для Шишкина, работы которого появляются на торгах значительно реже работ Айвазовского. Высокий результат по продажам показал Пиросмани.
Нико Пиросмани
Фото: sothebys.com
Работы грузинского примитивиста выставляются нечасто. Цена в $1 млн за «Косулю», вчетверо превысившая стартовую цену, объяснима, учитывая, что покупателем стал грузинский премьер Бидзина Иванишвили.
Необъяснимой для экспертов показалась неожиданно высокая по цене ($145 тыс.) продажа акварельного эскиза Бориса Анисфельда к постановке балета «Садко». Цена удивительна даже для тучных времен, когда писаные маслом работы Анисфельда не продавались дороже $40 тыс.
По прогнозам критиков, цены на русское искусство XIX века будут продолжать падать. Шедевров вроде шишкинской «На опушке соснового леса» — всё меньше. Качественный уровень картин снижается.
— Эти торги явно продемонстрировали попытку аукционных домов вырваться за пределы XIX века, — говорит Константин Бабулин. — Ушедший в международные торги русский авангард Sotheby’s пытается заполнить привлечением послевоенного искусства: Краснопевцев, Немухин, Рабин.
Между тем работа Дмитрия Краснопевцева «Два цветочных горшка», проданная за $22 тыс., еще совсем недавно стоила бы $70 тыс. 80-сантиметровая статуэтка «Хула-хуп» Вадима Сидура, проданная за $23,5 тыс., хотя и вдвое превысила эстимейт, всё равно не дотянула до своей докризисной цены. По сопоставимой цене на отечественном интернет-аукционе ARTinvestment не так давно были проданы фигурки в четыре раза меньшего размера, а учитывая скандал, разразившийся после недавнего погрома выставки Сидура, следовало бы ожидать, что цена за «Хула-хуп» будет выше.
— На эти торги в Лондоне потянулись люди со смелостью и деньгами, — отмечает лондонский коллекционер Олег Борушко. — Как никогда недорого здесь можно было приобрести работы наших шестидесятников.
Эксперты Sotheby’s отмечают, что нашли нового фаворита продаж среди шестидесятников, пришедших «на замену» авангарду. Им стал Георгий Гурьянов.
— Мы были первым аукционным домом, вернувшим в 2013 году Гурьянова на рынок, — отметил глава Отдела русского искусства Рето Барметтлер. — Три года назад «Гребец Сергей» был продан за $274 тыс. Вчера мы сделали вторую самую высокую продажу Гурьянова. Его автопортрет был продан за $207,5 тыс. В общей сложности мы очень хорошо продали четыре работы этого художника.
Георгий Гурьянов
Фото: sothebys.com
В руководстве Sotheby’s отметили «Известиям», что в целом торгами довольны. Было продано около 70% лотов на сумму порядка $7,5 млн. Благодаря грамотному ценообразованию, 60% лотов удалось продать пусть даже в пределах сниженного втрое эстимейта.
И если провальные осенние торги заставили задаться вопросом, есть ли спрос на русское искусство, то нынешний Sotheby’s отыграл пессимистичный прогноз.
— Конечно, после такого результата мы и не думаем отменять «русские торги», — заявил «Известиям» глава отдела Русского искусства Рето Барметтлер. — Цены, адекватные покупательской способности, пришли в соответствие.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/617164#ixzz4B2vppkAZ
http://izvestia.ru/news/617164
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode