Energyland.info, 10.02.2014 - Недавно в Будапеште экологи протестовали против проекта, который, с одной стороны, поставит Венгрию в опасную зависимость от зарубежного «мирного атома», а с другой - нанесёт существенный ущерб России.
У статуи Свободы, которая считается символом государственной независимости Венгрии, сторонники Гринпис призывали отказаться от расширения АЭС Пакш. В этом проекте крайне заинтересован Росатом и он уже почти добился своей цели, сделав предложение от которого сложно отказаться - 10 миллиардов долларов из российского бюджета. Эти деньги должны пойти на сооружение новых реакторов.
Памятуя пословицу про бесплатный сыр, подобное сотрудничество Венгрии и России многим представляется опасным. Поэтому Гринпис Венгрии уже не первый раз обращается к парламенту страны, который вот-вот должен одобрить или отклонить проект расширения АЭС Пакш. Депутатам стоит задуматься над тем, что одобрение проекта поставит Венгрию в энергетическую зависимость от одного производителя энергии на ближайшие 60-70 лет. Кроме того, депутаты будут нести как минимум моральную ответственность за пополнение «российской радиоактивной свалки», так как отходы с будущей АЭС Росатом намерен складировать в нашей стране.
Крайне настораживает и секретность, окружающая заключаемый договор. История учит, что решения, принимаемые в обход общественности и экспертного обсуждения, несут в себе немало опасностей, которые неизбежно придётся расхлёбывать той или иной стороне.
В то же время у Венгрии есть реальные возможности самостоятельно обеспечить себя энергией и без строительства новых реакторов – это однозначно доказано экспертным сообществом.
Однако, нельзя обойти вниманием тот факт, что скоропалительное соглашение в Венгрией нанесёт серьёзный ущерб и России. Этому факту, к сожалению, уделяется недопустимо мало внимания.
Строительство новых энергоблоков в Венгрии будет финансироваться за счёт российского федерального бюджета. Если предположить, что на это пойдёт именно та сумма, которая названа (порядка 10 млрд долларов), то в ближайшие 7 лет ежегодные расходы составят примерно 0,3% от федерального бюджета. Вроде бы немного, но ведь это только на один из подобных проектов Росатома.
Уже запланировано или разрабатываются проекты возведения таких же дорогих АЭС в Беларуси, Вьетнаме, Иордании, Турции, Финляндии… Все они за счет государственных кредитов России, то есть за счёт российских налогоплательщиков. За счёт тех, кто недополучит медицинское обслуживание, не сможет устроить ребёнка в детский сад и дать ему современное образование. За счёт пенсионеров, которые не получат заработанные достойные пенсии. За счёт людей, которые вынуждены жить в зонах экологического бедствия. За счёт многих тысяч наших сограждан, которые своим здоровьем и жизнью «профинансируют» зарубежные проекты Росатома.
Итак, кредит на строительство и вывод из эксплуатации атомных блоков на АЭС Пакш выделяет российское государство, но условия его предоставления не указаны. Очевидно, что методика возврата будет зависеть в первую очередь от цены производимого электричества. В межгосударственном соглашении на этот счет указано, что стороны приложат усилия для того, чтобы в течение длительного периода времени сохранить коммерчески конкурентные расценки на генерируемое электричество и в то же время оставить их приемлемыми для российской уполномоченной организации.
То есть ключевой вопрос о возврате кредита будет в основном зависеть не от Минфина РФ и специалистов по кредитным отношениям, а от интересов подрядчика венгерской АЭС, которого назначит Росатом.
Интересы подрядчика и интересы российского федерального бюджета могут не совпадать. Если же вспомнить, что на цену существенно будет влиять и «принцип конкурентоспособности», то риск для нашего госбюджета виден невооруженным взглядом. Европейские страны развивают энергетический сектор очень быстро и уже в ближайшие годы могут появиться мощные конкуренты в лице более дешевых источников энергии.
Что уж говорить о формулировках. В договоре сказано, что стороны лишь «приложат усилия». Так что никакой реальной ответственности за убыточное ценообразование нет. Приложил усилия, но не получилось. Что ж поделаешь. А там разбирайся - прилагал усилия как попало, или как должно. Поди разберись, если расценки, например, на обращение с ОЯТ в России малопонятны: сколько закладывать в стоимость электроэнергии венгерской АЭС для финансирования переработки радиоактивных отходов неизвестно. Да и завода по их переработке в России ещё нет – только на изучение вопроса о его строительстве уже заложены десятки миллиардов рублей.
Существует заблуждение, что новые реакторы Пакш будут работать на экспорт и за счет этого быстрее окупятся. В качестве главного потенциального партнёра аналитики предполагают Германию, которая закрывает свои атомные станции. Однако, Германия не имеет дефицита электроэнергии и является экспортером электроэнергии. К примеру, в 2012 году (через год после остановки 8-ми атомных энергоблоков) эта страна продала соседям 22,8 млрд. кВт-ч электроэнергии.
Маловероятно, что Германия, взявшая принципиальный курс на отказ от опасного «мирного атома», решит покупать атомную электроэнергию за границей. В пользу этого говорит и недавний провал со строительством Балтийской АЭС в Калининградской области. Росатом вложил огромные средства в строительство двух блоков ВВЭР-1200 в надежде продавать электроэнергию на Запад, в том числе в Германию, но в итоге заморозил стройку. Какова цена этой стратегической ошибки для страны, для налогоплательщиков – неизвестно. Очевидно, что она огромна и нельзя допустить повторения ситуации, теперь в Венгрии.
Возвращаясь к вопросу об имеющихся у Венгрии альтернативах, необходимо присмотреться к опыту той же Германии. Прекращение работы атомных реакторов было компенсировано в основном за счёт ветровой и солнечной энергетики.
Теперь обратимся к одной из самых болезненных проблем – превращению России в свалку зарубежных отходов. Этому вопросу посвящена Статья 7 соглашения между Венгрией и Россией. О чрезвычайной важности этого вопроса говорит многое. В том числе, договорённость о том, что даже в случае потери Соглашением своей силы, обязательства по обращению с отработавшим ядерным топливом (радиоактивными отходами) сохраняются.
Обязательства весьма конкретны. Во-первых, стороны обеспечивают подписание уполномоченными организациями договора (контракта) о поставке ядерного топлива для новых энергоблоков атомной электростанции Пакш в виде готовых тепловыделяющих сборок в объемах, необходимых для начальной загрузки и всех последующих перегрузок этих энергоблоков, и управляющих стержней в объемах, необходимых для эксплуатации, на период не менее 20 лет с возможностью его продления.
Во вторых, стороны обеспечивают подписание уполномоченными организациями договора (контракта) об обращении с отработавшими тепловыделяющими сборками, поставленными (со всеми компонентами) в рамках договора о реализации. Обращение будет включать доставку таких отработавших тепловыделяющих сборок на территорию Российской Федерации для временного технологического хранения или временного технологического хранения и переработки. Каждая отработавшая тепловыделяющая сборка или в случае переработки полученные радиоактивные отходы хранятся на территории Российской Федерации в течение срока, равного сроку, установленному для поставок ядерного топлива в соответствующем договоре (контракте) согласно пункту 1 статьи, а затем возвращаются в Венгрию.
АЭС может эксплуатироваться до 60 лет. То есть срок поставок свежего ядерного топлива из России на АЭС Пакш может достигать той же цифры. Получается, что ОЯТ из Венгрии или отходы, образующиеся в результате переработки ОЯТ на наших комбинатах, должны находиться на территории России многие десятки лет!
Много это или мало? 30 лет назад никто не думал, что распадется СССР. Лет 15 лет назад никто не ожидал подлинной революции, которая произошла с появлением интернета и мобильных телефонов. Кто может предсказать, что будет происходить на территории нашей страны через 40-60? Оставим в стороне такие нежелательные варианты, как масштабные природные катастрофы, политические катаклизмы и пр. Обратимся к более прозаичной проблеме. Очень вероятно, что в течение 40-60 лет тепловыделяющие сборки потеряют прочность и станут непригодными для транспортировки. Ядерные отходы останутся у нас.
Кстати говоря, эта сторона соглашения изначально очень странная. Зачем Венгрии отправлять на 40 лет отходы в Россию, чтобы потом забрать неизвестно зачем обратно? Их и хранить то в Венгрии негде! Кроме того, судя по тому, что в цивилизованном мире всё более внедряется принцип «произвёл отходы – отвечай за них», в России рано или поздно появится запрет на их транспортировку.
Получается очень неприглядная история: где-то производится «чистая» электроэнергия, а где-то множатся проблемы и человеческие трагедии. Причем, множится будут очень долго, так как нигде в мире нет безопасных технологий переработки и долговременного хранения ОЯТ. К тому же цена таких манипуляций со сверхопасным материалом поистине баснословна.
Резюмируя, надо сказать, что российское правительство запустило долговременный проект, заложниками которого станут наши потомки. Новые правительства наших стран будут вынуждены решать проблемы, которые им создали недальновидные, озабоченные сегодняшней выгодой политики.
Ещё раз хочется понадеяться на ответственность и здравомыслие – может быть, российское руководство всё-таки осознает всю опасность очередной авантюры. Может быть, оно наберётся смелости и отменит это (и другие подлобные) соглашения, которые создают России совершенно ненужные проблемы.http://anti-atom.ru/ab/node/5893
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode