Национальный молодежный оркестр США, созданный в прошлом году, триумфально дебютировал во вторник в Большом зале столичной консерватории. Прозвучали Скрипичный концерт Чайковского с солирующим Джошуа Беллом и Десятая симфония Шостаковича под управлением Валерия Гергиева.
МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Елена Чишковская. Национальный молодежный оркестр США, созданный в прошлом году Институтом музыки Вайля при Карнеги-холле, триумфально дебютировал во вторник в Большом зале столичной консерватории, сыграв "русскую" программу из Скрипичного концерта Чайковского с солирующим Джошуа Беллом и Десятой симфонии Шостаковича под управлением Валерия Гергиева.
Американская "магия"
Каждый год талантливые дарования в возрасте от 16 до 19 лет со всей страны будут съезжаться, чтобы пройти интенсивный курс обучения, собраться в оркестр под управлением одного из знаменитых дирижеров (маэстро будут меняться, в этом году пост худрука достался Валерию Гергиеву), порепетировать и съездить в мировое турне. До российской столицы первый созыв оркестра уже сыграл в Нью-Йорке и Вашингтоне, а в ближайшем будущем запланированы концерты в Санкт-Петербурге и Лондоне.
Появление коллектива в Москве вызвало большой интерес (во многом благодаря, конечно, громким именам солиста и дирижера) — зал был заполнен, а среди слушателей оказались известные деятели музыкальной культуры, такие как Зураб Соткилава, Ольга Ростропович, ректор Московской консерватории Александр Соколов и другие.
Что оркестр не совсем обычный, стало понятно при появлении музыкантов на сцене. Все они — и юноши, и девушки — были одеты в одинаковые красные джинсы, черные пиджаки и черные с белыми звездами кеды. Впрочем, в остальном академический формат концерта соблюдался строго.
Вечер открылся небольшой, но эффектной пьесой "Магия" американского композитора Шона Шеперда, написанной специально для "инаугурации" коллектива. "Магия", хоть и исполненная довольно умело, особого впечатления не произвела, но запомнилась своими явными аллюзиями на музыку Лядова, Стравинского и Щедрина (автор не скрывал, что вдохновлялся опусами этих композиторов) и тем самым органично вписалась в "русскую" программу остального вечера.
Американская мечта
Белл не разочаровал москвичей. Знакомый до боли Скрипичный концерт Чайковского он играл превосходно, радуя и виртуозностью, и чистотой интонации, и совершенной фразировкой. Оркестр аккомпанировал ему сосредоточенно и старательно, но как-то все же по-ученически.
Маэстро Гергиев при этом выглядел спокойным и отстраненным, и казалось, что доволен он уже и тем, что его питомцы играют вместе и не расходятся с солистом, а о большем и незачем мечтать.
Но все это было не столь уж важно, поскольку все восторги достались исключительно скрипачу. За столь теплый прием он в свою очередь отблагодарил слушателей двумя "бисами". Первым стала "Мелодия" Чайковского в сопровождении струнной группы, а вторым — зубодробительно-виртуозные вариации на тему американской патриотической песни Yankee-Doodle, исполненные соло.
Американский привет
Казалось, что после столь эмоционального первого отделения и ухода со сцены Джошуа Белла вторая часть концерта неминуемо должна стать менее интересной — в Десятой симфонии Шостаковича оркестр оставался один на один с залом, и спрятаться за обаятельного виртуоза уже было нельзя.
Но тут выяснилось, что именно этой симфонии Гергиев отвел центральное место в программе — от его отстраненности не осталось и следа. Своей энергией и темпераментом он моментально создал совершенно иной настрой, благодаря которому эта сложнейшая симфония прозвучала собранно и динамично, точно передав драматическое содержание этого опуса, написанного Шостаковичем в 1953 году поле смерти Сталина.
Настоящим открытием этого исполнения стали поразительные оркестровые соло у деревянных и меди, показавшие высочайший уровень американской школы. Иногда было просто невозможно поверить, что эти сложнейшие сольные фрагменты играют не бывалые мастера, а совсем молодые ребята, и, тем не менее, это было именно так.
Симфония завершилась на огромном подъеме, и стало ясно, что московское выступление Национального молодежного оркестра США смело можно назвать триумфальным. Дирижера вызывали больше десяти раз, и всех оркестрантов публика наградила искренними овациями. Как оказалось, коллектив был к этому готов и подготовил эффектный номер на "бис". Им стал американский привет россиянам — задорное попурри из оперы Гершвина "Порги и Бесс".
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode