Вода – один из ценнейших ресурсов на нашей планете. Она необходима практически для всего, что мы делаем. Но качество воды стремительно падает, а нагрузка на водные ресурсы по всему миру достигла максимума. Вопросом качества воды в сельском хозяйстве и пищевой промышленности занялись в ФАО.
Право на доступ к чистой воде и на питательную и безопасную еду декларируется как одно из основных прав человека. Но каждый год из-за загрязненных пищевых продуктов умирают более 420 тыс. человек, а еще около 600 миллионов заболевают от некачественных продуктов. Причем в большинстве случаев опасные инфекции распространяются именно с водой. Она используется по всей цепочке производства продуктов: от выращивания растений и животных, до приготовления блюд.
Как следует из доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) о состоянии мировых земельных и водных ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, около 80 процентов сточных вод попадают в окружающую среду без должной очистки, а треть всех рек в Латинской Америке, Африке и Азии серьезно загрязнены патогенными микроорганизмами, что угрожает здоровью миллионов людей.
Специалисты ФАО озаботились этой проблемой и постарались разработать систему, которая позволяла бы отслеживать путь опасных примесей и патогенных организмов, попадающих в нашу пищу. Профилактика лучше лечения, и риски, связанные с качеством воды и безопасностью продуктов, лучше всего устранять на самом раннем этапе. Поэтому ученые решили использовать полногеномное секвенирование (ПГС), для изучения геномов патогенных микроорганизмов и определения пути их попадания из воды в пищу.
В настоящее время ФАО проводит пилотный проект применения полногеномного секвенирования в шести странах, в которых раньше метод ПГС для мониторинга патогенов в воде и пище не использовался. В Индонезии, например, специалисты ФАО занимаются геномным исследованием качества воды в сельскохозяйственных системах. В ряде районов страны распространена практика разведения кур и рыбы на одной ферме. Куриный помет при этом используют в качестве удобрения. Его добавляют в прудовую воду для разведения корма для рыб: фито- и зоопланктон, которым затем питается рыба, растет в такой среде ускоренными темпами.
Для фермеров этот «симбиоз» имеет очевидное преимущество: не нужно тратиться на корм для рыбы. Но вот риск загрязнения воды и распространения заболеваний рыбы значительно возрастает. ФАО помогает местным специалистам проводить исследование, в котором с помощью ПГС отслеживаются потенциальные патогены, которые попадают в рыбу из воды, а также изучается возможная устойчивость патогенов к противомикробным препаратам. Такое «выслеживание» опасных микроогранизмов позволяет засечь момент попадания патогенов в продуктовую цепочку. И уже на раннем этапе устранить проблему.
Инновационная технология ПГС обеспечивает быструю идентификацию микроорганизмов с прежде недостижимой точностью. В Продовольственной и сельскохозяйственной организации уверены, что, благодаря повсеместному применению ПГС и снижению затрат на производство, эта технология в ближайшие годы коренным образом изменит подходы к управлению земельными и водными ресурсами и позволит повысить качество пищевых продуктов. И поможет осуществить право каждого на чистую воду и качественную еду.