13 января 2022

Эксперты ООН прогнозируют, что мировая экономика вырастет на 4 процента в 2022 году и на 3,5 процента в 2023. О том, какие перспективы у стран Восточной Европы и Центральной Азии, Службе новостей рассказал экономист Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам Григор Агабекян.

Служба новостей ООН: Каков прогноз для стран постсоветского пространства? 

ГА: Экономический рост в регионе СНГ, включая Грузию, возобновился в 2021 году, после спада в 2020 году, по мере ослабления или снятия ограничений на мобильность (передвижение людей) и экономическую активность. Более благоприятная внешняя среда, в том числе резкий рост цен на сырьевые товары, включая энергоресурсы, способствовала увеличению объемов экспорта и экспортных доходов. Сфера услуг также восстановилась, в то время как активность в сфере строительства выиграла от программ поддержки в Российской Федерации и увеличения денежных переводов, направляемых в страны Центральной Азии. Улучшение условий торговли для стран-экспортеров энергоресурсов улучшило их позиции по счету текущих операций, несмотря на увеличение импорта. В странах-импортерах энергоресурсов потоки денежных переводов и возросшие доходы от туризма смягчили давление на счет текущих операций, связанное с ростом импорта.

Григор Агабекян, сотрудник Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам
Фото Службы новостей ООН
Григор Агабекян, сотрудник Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам

Экономический рост в регионе в 2021 году был в значительной степени обусловлен потребительским спросом на фоне повышения уровня занятости, увеличения розничного кредитования и увеличения денежных переводов в небольшие страны СНГ. Инвестиционная активность в целом была слабее на фоне высокой неопределенности и ограниченного притока прямых иностранных инвестиций. Ослабление ограничений на добычу нефти в соответствии с Декларацией о сотрудничестве ОПЕК наряду с повышением цен на нефть и природный газ в конце 2021 года ускорило восстановление в странах-экспортерах энергоресурсов.

В Российской Федерации основным импульсом роста стало восстановление расходов домашних хозяйств

В Российской Федерации основным импульсом роста стало восстановление расходов домашних хозяйств, чему способствовали разовые социальные выплаты и рост заработной платы в связи с жесткой конъюнктурой на рынке труда. Инвестиционная активность также оживилась. Правительство запустило несколько пакетов стимулов в 2020-2021 годах, включая отсрочки и гарантии по уплате налогов, что эквивалентно примерно 6 процентам ВВП 2020 года. Несмотря на более высокие доходы от экспорта, накопление резервных буферов для защиты от возможных внешних потрясений остается приоритетом. 

Объём международных резервов Российской Федерации возрос до исторически высокого уровня в 2021 году, практически устранив риски обслуживания долга. В том же году Соединенные Штаты и Европейский Союз ввели дополнительные экономические санкции против Российской Федерации, в частности, запретив банкам, базирующимся в Соединенных Штатах, покупать суверенный долг России на первичном рынке облигаций. 

Однако снижение доли нерезидентов на рынке внутренних облигаций России в 2021 году было весьма ограниченным. Правительство в любом случае имело возможность выпускать долговые обязательства, номинированные в местной валюте, и брать кредиты в местных банках. Экономический рост, вероятно, замедлится с оценочных 4,2 процента в 2021 году до 2,7 процента в 2022 году, поскольку правительство движется к определенной бюджетной консолидации. Амбициозный план национальных проектов развития на сумму 360 миллиардов долларов, включающий крупные инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу, был отложен.

Среди первоочередных задач Украины – модернизация энергетической инфраструктуры и развитие возобновляемых источников энергии.
Фото Unsplash/东旭 王
Среди первоочередных задач Украины – модернизация энергетической инфраструктуры и развитие возобновляемых источников энергии.

В Украине хороший урожай, более высокие цены на сталь и рост строительства способствовали росту производства в 2021 году. Однако экономический потенциал ограничен конфликтом на востоке страны, а также сложной деловой средой и масштабной эмиграцией. Кредитование со стороны МВФ будет иметь важное значение для выполнения обязательств по обслуживанию внешнего долга в 2022 году.

В Беларуси, несмотря на отсутствие общих карантинных мер, внутренний спрос оставался слабым на фоне политической напряженности. Экспорт показал хорошие результаты, чему способствовало повышение цен на нефтепродукты и удобрения, несмотря на санкции, введенные против страны в 2021 году рядом сторон, в том числе Европейским союзом.

В Центральной Азии рост денежных переводов в 2021 году подстегнул частное потребление

В Центральной Азии рост денежных переводов в 2021 году подстегнул частное потребление, в большинстве стран зарегистрированы высокие темпы роста. Однако плохие показатели золотодобывающего сектора затормозили восстановление Кыргызской Республики. Ограничения, связанные с пандемией, введенные Китаем в 2020 году, нанесли ущерб приграничной торговле с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, затронув многие малые предприятия.

Показатели вакцинации в регионе остаются относительно низкими, что делает его уязвимым для новых волн инфекции. В конце 2021 года ситуация в Российской Федерации резко ухудшилась, что привело к недельному карантину. Случаи COVID-19 также резко возросли в Грузии и Украине.

Уровень вакцианции от COVID-91 в регионе по-прежнему сравнительно низок.
Фото ООН в Молдове
Уровень вакцианции от COVID-91 в регионе по-прежнему сравнительно низок.

В 2021 году на большей части территории СНГ наблюдался резкий рост инфляции, которая во многих странах достигла двузначного уровня

В 2021 году на большей части территории СНГ наблюдался резкий рост инфляции, которая во многих странах достигла двузначного уровня. Рост был вызван сочетанием перебоев с поставками, более высокими ценами на продукты питания и энергоносители, усилением спроса и, в некоторых случаях, снижением обменного курса в прошлом. Это также произошло из-за повышенных инфляционных ожиданий и ускоренных покупок. Правительства отреагировали по-разному. Казахстан ввел контроль над ценами и экспортные квоты, чтобы сдержать ценовое давление на продовольствие. В Российской Федерации были введены экспортные пошлины, контроль над ценами и соглашения с производителями для ограничения скачков цен. 

Ожидается, что в большинстве стран региона в 2022 году инфляция замедлится, за исключением Молдовы, где повышение тарифов на природный газ в конце 2021 года приведет к двузначному годовому росту потребительских цен.

Центральные банки отреагировали на всплеск инфляции резким ужесточением кредитно-денежной политики. Повышение процентных ставок в 2021 году было значительным, с серией последовательных повышений практически во всех странах региона.

Безработица в странах СНГ снизилась до 2021 года, приблизившись к допандемийному уровню в наиболее развитых странах. К ним относится Российская Федерация, где ограниченный приток мигрантов усугубил напряженность на рынке труда, а во многих секторах, таких как строительство, наблюдалась нехватка рабочих рук. Уровень безработицы снизился до рекордно низкого уровня в 4,3 процента в сентябре. Власти ослабили некоторые ограничения, введенные ранее, например, отменив запрет на въезд для граждан Таджикистана и Узбекистана, совершивших незначительные нарушения.

Трудовые мигранты из Молдовы трудятся в Москве
Фото МОТ/Марсель Крозе
Трудовые мигранты из Молдовы трудятся в Москве

Государственные доходы в регионе увеличились в 2021 году по мере возобновления экономической активности. В Российской Федерации бюджетный дефицит резко сократился благодаря росту доходов и возвращению к бюджетной консолидации. В 2022 году ожидается восстановление бюджетного правила, и соответственно, более жесткая налогово-бюджетная политика. В Российской Федерации государственный долг остается низким, порядка 20 процентов ВВП, но во многих других странах СНГ, особенно в странах-импортерах энергоносителей, кризис привел к росту государственного долга. В Кыргызстане, например, отношение государственного долга к ВВП увеличилось с 54,1 процента ВВП в 2019 году до 68,1 процента в 2020 году.

Ожидается, что после восстановления в 2021 году рост производства в странах СНГ замедлится в 2022 году

Значительная доля официального финансирования в структуре государственного долга представляет собой смягчающий фактор для самых уязвимых стран. Официальное финансирование, имеющее решающее значение для многих стран региона в разгар кризиса в 2020 году, остается важным, поскольку восстановление частных потоков капитала было ограниченным. Однако многое страны региона сохранили хороший доступ к международным рынкам капитала, выпустив ряд еврооблигаций. Новое распределение специальных прав заимствования МВФ также уменьшило потребности в финансировании многих стран, включая Украину, и помогло восстановить международные резервы.

Ожидается, что после восстановления в 2021 году рост производства в странах СНГ замедлится в 2022 году с учетом более слабого эффекта базы, потребительского спроса, более ограничительной макроэкономической политики и сохраняющихся структурных ограничений. Без более масштабных реформ направленныкх на увеличение производительности, рост стабилизируется на умеренных допандемийный уровнях. Совокупный ВВП СНГ и Грузии после сокращения на 2,6 процента в 2020 году вырос примерно на 4,3 процента в 2021 году и, по прогнозам, вырастет на 3,2 процента в 2022 году. Интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза продолжатся.

Повышением цен на нефть и природный газ в конце 2021 года ускорило восстановление в странах-экспортерах энергоресурсов.
Фото ООН
Повышением цен на нефть и природный газ в конце 2021 года ускорило восстановление в странах-экспортерах энергоресурсов.

Волатильные цены на сырьевые товары, особенно на нефть и природный газ, останутся основным фактором, определяющим экономические показатели

При это многочисленные негативные риски для региона сохранятся. Волатильные цены на сырьевые товары, особенно на нефть и природный газ, останутся основным фактором, определяющим экономические показатели. Медленный прогресс в области вакцинации может привести к новым вспышкам COVID-19. Нарастание геополитической напряженности и внутренние политические разногласия (а также потенциальный поток беженцев из Афганистана в Центральную Азию) могут усилить нестабильность, подорвав доверие бизнеса и потребителей. Банковский сектор показал себя относительно хорошо во время кризиса, вызванного COVID-19, но в некоторых странах он может столкнуться с трудностями, поскольку временные меры по смягчению последствий отменяются, а доля проблемных кредитов растет, особенно в Украине. Постоянное инфляционное давление может привести к укоренившимся ожиданиям высокой инфляции, что приведет к более быстрому ужесточению макроэкономической политики и социальной напряженности.

 https://news.un.org/ru/interview/2022/01/1416832