По итогам месяца чистый приток валюты в страну по текущему счету платежного баланса составил 6 млрд долларов и снизился на 12% относительно января, следует из статистики ЦБ.
За два месяца сальдо текущего счета составило (разница основным валютными потокам в страну и из нее) 13,1 млрд долларов - на 3,6 млрд меньше, чем год назад.
Февральская цифра оказалась заметно ниже ожиданий и стала негативным сюрпризом, солидарны аналитики Райффайзенбанка, Альфа-банка и ING.
Цена нефти за месяц взлетела еще 13% и вернулась на уровни прошлого года, что должно было принести около 1 млрд долларов дополнительного притока, оценивает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Но его не произошло. Вероятно, сказалось сокращение экспорта нефти, отмечает главный экономист ING и СНГ Дмитрий Долгин.
По данным «Транснефти», в феврале отгрузки просели по всем направлениям - от Европы до Китая, а общий спад составил 11% относительно января и 20% в годовом выражении. «Таким образом, снижение объемов нивелировало весь произошедший рост цен на нефть», - делает вывод Порывай.
Другим обстоятельством стал продолжившийся рост импорта, считает он: валюта, полученная за экспорт, ушла на покупку товаров за рубежом. В результате сальдо торгового баланса сжалось на четверть - до 17,6 млрд долларов за январь-февраль (против 23,6 млрд годом ранее).
Импорт увеличивается на 5-10% год к году, «экономика не может реализовать импортозамещение», говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Это может объяснять слабость курса рубля, который, несмотря на сильное восстановление цен на нефть в последние два месяца, все еще торгуется в узком диапазоне конца 2020 года», - добавляет она.
Отток капитала из России при этом остается «по-прежнему большим», отмечает Порывай. В феврале частный сектор вывез из страны еще 4 млрд долларов, а за два месяца - 12 млрд.
Хотя в февральский отток снизился относительно января в 2 раза, это стало результатом действий банков, поясняет он: в начале года они размещали за рубежом валюту, которую получили на счета в ноябре и декабре. В феврале этот процесс остановился, тогда как «корпоративный сектор сохранил объем вывоза на прежнем уровне».
ЦБ объясняет отток не погашением внешнего долга, «наращиванием иностранных активов наращиванием иностранных активов как банками, так и прочими секторами». Крупный бизнес по-прежнему предпочитает парковать деньги за рубежом, покупая валюту и выводя ее из страны. Это сигнализирует о низком доверии к национальной экономике, указывает Долгин, что, в свою очередь, давит на рубль.
Российская валюта стоит на 10% ниже равновесного уровня, оценивает Порывай: «Это отклонение отражает главным образом риск введения жестких санкций, который, вероятно, будет присутствовать еще несколько месяцев, что лишает рубль потенциала для существенного укрепления».
Материалы по теме