Надлежащее выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе – залог региональной стабильности. Но, к сожалению, в последнее время страсти вокруг иранской ядерной сделки накаляются. Об этом заявила заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам Розмари ди Карло, выступая на заседании Совета Безопасности ООН. Она призвала Иран отказаться от намерения установить дополнительные каскады центрифуг в Натанзе.
«К сожалению, мы видим, что региональная напряженность растет. В последние несколько лет мы стали свидетелями нападений на крайне важные объекты инфраструктуры, риторических заявлений и повышенного риска просчетов», – сказала Розмари ди Карло. Она добавила, что все это усугубляет разногласия, связанные с Планом, а также затрудняет усилия по урегулированию других региональных конфликтов.
«Мы призываем все заинтересованные стороны избегать любых действий, которые могут привести к дальнейшей эскалации напряженности», – подчеркнула заместитель Генсека.
Ядерная сделка
Ди Карло вновь выразила сожаление по поводу шагов, предпринятых Вашингтоном. В частности речь идет о том, что в мае 2018 года США отказались от участия в иранской ядерной сделке, а затем в одностороннем порядке решили возобновить отмененные ранее санкции, в первую очередь касающиеся торговли нефтью с Ираном и эмбарго на поставки оружия. Власти США предлагали членам Совета Безопасности ООН принять аналогичные меры, однако Совбез не поддержал предложение Вашингтона.
Читайте также
Совбез ООН не принял предложенный США проект резолюции о продлении оружейного эмбарго в отношении Ирана
С июля 2019 года Иран в ответ на шаги США перестал выполнять некоторые из собственных обязательств по Плану. Но затем пообещал, что все меры, принятые им после июля 2019 года, будут отменены и заявил о полной приверженности «ядерной сделке». Однако из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) поступила информация о том, что уровень обогащения урана в Иране превышает ограничения, установленные Совместным планом.
Обогащение урана
Заместитель Генерального секретаря, сославшись на информацию МАГАТЭ, отметила, что Иран сократил запасы тяжелой воды, как того требует Совместный всеобъемлющий план действий. Тегеран оставил на заводе по обогащению ядерного топлива в Натанзе не более 5060 центрифуг типа IR-1 в 30 каскадах, что также соответствует его обязательствам. Однако, инспекторы МАГАТЭ выяснили, что Иран в нарушение договоренностей установил каскад центрифуг IR-2M в Натанзе и начал подавать в них гексафторид урана (UF6).
«К тому же Иран провел обогащение урана до уровня 4,5 процента по U-235, а его общие запасы обогащенного урана составляли 2442,9 кг, что в обоих случаях превышает ограничения, установленные ядерным соглашением», – доложила заместитель Генсека и напомнила о том, что 4 декабря из МАГАТЭ сообщили о намерениях Ирана установить дополнительные каскады центрифуг IR-2M в Натанзе.
Розмари ди Карло настоятельно призвала Иран «воздержаться от новых шагов, идущих вразрез с его обязательствами, и вернуться к полному осуществлению «ядерной сделки».
Соблюдение требований резолюции Совбеза по иранской ядерной программе
Заместитель Генсека доложила членам Совета Безопасности о том, что в ООН не поступало никаких сообщений о поставках, продаже или передаче Ирану ядерных и связанных с ядерной областью предметов двойного назначения. По ее словам, Секретариат не получал также «никакой официальной информации о действиях, предположительно противоречащих положениям резолюции, касающиейся баллистических ракет».
Относительно потоков оружия, то Ди Карло рассказала, что Секретариат ООН проанализировал представленную ранее Израилем информацию, согласно которой в Ливии предположительно имеются четыре иранские противотанковые управляемые ракеты «Дехлавия». По итогам анализа фотографий эксперты пришли к заключению о том, что лишь одна из этих четырех противотанковых управляемых ракет имеет характеристики, соответствующие ракете «Дехлавия» иранского производства. Однако у Секретариата не было возможности точно установить, была ли эта противотанковая управляемая ракета в нарушение резолюции Совбеза передана в Ливию.
От австралийских властей в мае 2020 года в ООН поступила информация об изъятии в июне 2019 года оружия в международных водах в районе Оманского залива, примерно в 150 км к юго-востоку от Маската, но и в ней не было найдено «иранского следа». Секретариату, в частности, были предоставлены изображения, на которых показаны несколько изъятых материальных средств. Анализ этих фотографий показывает, что изъятые 7,62-мм боеприпасы были произведены не в Иране.
Заместитель главы ООН призвала все страны поддерживать торгово-экономические отношения с Ираном, особенно в нынешний сложный период экономических потрясений и проблем в сфере здравоохранения, вызванных пандемией COVID-19. Она настоятельно рекомендовала сделать все для сохранения и выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий, который, по ее словам, имеет крайне важное значение для обеспечения региональной стабильности и международного мира в целом.
Напомним, что Совместный план по иранской ядерной программе был принят в 2015 году Великобританией, Германией, Китаем, Россией, США, Европейским союзом и Ираном, а затем одобрен членами Совета Безопасности ООН.
В ООН призвали Тегеран не устанавливать дополнительных центрифуг на ядерном объекте в Натанзе
https://news.un.org/feed/view/ru/story/2020/12/1392942