Избранное сообщение

четверг, 29 ноября 2018 г.

Аральское море ушло, но люди остались, и им нужна помощь





...хотя море ушло, но люди не ушли, и мы должны о них заботиться
Садык Сафоев, Первый вице-спикер Сената Олий Мажлиса Узбекистана

Фото Службы новостей ООН/ М.Баранюк

Первый вице-спикер Сената Олий Мажлиса Узбекистана Садык Сафоев в студии Службы новостей ООН

28 ноября 2018

Изменение климата

Одна из крупнейших природных катастроф современности - высыхание Аральского моря - вновь в центре общественного внимания. В ООН объявили о создании Многостороннего фонда по безопасности человека в Приаралье, цель которого - объединить усилия всех, кто готов оказывать помощь жителям региона. О целях создания фонда и планах его работы Антону Успенскому рассказал Садык Сафоев, первый вице-спикер Сената Олий Мажлиса Узбекистана.


CC: Масштаб катастрофы, действительно, носит даже не региональный, а глобальный характер. В течение жизни одного поколения людей - 25 лет - исчезло целое море! Никогда не было в истории человечества такого факта: целое море! Когда-то оно было четвертым в мире закрытым озером по объемам воды, красивейшим, вокруг которого кипела жизнедеятельность людей. Достаточно сказать, что из-за того, что произошло, по самым минимальным подсчетам, потеряно сто тысяч рабочих мест. Для такой маленькой республики, как Каракалпакстан, это, конечно, огромная [потеря].


Почему это произошло: потому что, во-первых, вода ушла, а во-вторых, из-за снижения уровня воды произошло резкое повышение уровня соли. Оно стало мертвым морем. Десятки видов рыб, животных исчезли просто-напросто. И хозяйственная деятельность людей, привязанная к морю, соответственно, тоже прекратилась. И что произошло: то, что было раньше морем, сегодня превратилось в пустыню. И ежегодно десятки тонн пыли и соли, поднимаемые ветром, разносятся на огромную территорию. Вы знаете, некоторые элементы из Аральского моря обнаружены в Арктике, Скандинавии. Вы можете себе представить, что, если это дошло настолько далеко, как эти солевые песчаные бури влияют на окружающую сред, непосредственно в зоне Арала. В прошлом году так получилось, что из-за солевых бурь погиб весь урожай, который фермеры с трудом выращивали и надеялись получить какой-то доход, и, соответственно, это, конечно же, повлияло на уровень жизни людей.


Ухудшение экологической обстановки, связанное, прежде всего, с тем, что нет нормальной питьевой воды, даже в водопроводах она не отвечает международным стандартам, привело к ухудшению ситуации в области здравоохранения. Многие болезни, к сожалению, возрастают, в том числе такие, как туберкулез. Уровень детской смертности в Каракалпакстане в два раза выше, чем в среднем по Узбекистану. Все это - последствие того, что Аральское море исчезло. Аральское море было частью природного комплекса и его исчезновение серьезным образом повлияло на розу ветров, климат, и это, естественно, имеет огромное негативное воздействие на устойчивое развитие целого региона.


Президент Республики Узбекистан, г-н Мирзиёев, выступая с трибуны 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН [в 2017 г.], вновь обратил внимание международного сообщества на катастрофическую ситуацию в зоне Арала. Была начата работа по созданию многопартнерского трастового фонда, который, по крайней мере с моей точки зрения, должен решить четыре задачи. Первое – это мобилизация средств для того, чтобы их потом направлять на социально-экономическое развитие зоны Арала. Второе - обеспечение комплексного подхода. Вы знаете, Арал все-таки был в центре внимания международного сообщества, многих институтов ООН и других организаций, но каждый решал свою задачу сам. Сейчас идет попытка комплексного, интегрального подхода с тем, чтобы решать вопросы не дублируя друг друга, а сообща. Не «тушить пожар», а пытаться направлять средства на обеспечение устойчивого развития региона. Третье - новые подходы к освоению этих средств, чтобы они были направлены на инновационное развитие этого региона, на то, чтобы, скажем, с минимальными средствами решать большие задачи. И четвертое - сделать так, чтобы выделяемые средства были использованы наиболее эффективным образом, чтобы «твердый» компонент осуществляемых проектов, от которых люди увидят непосредственную пользу для уровня здравоохранения, обеспечения питьевой воды, создания рабочих мест, образования, был бы осязаем.


Мы признательны руководству ООН за поддержку инициатив Узбекистана и за огромный вклад лично Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и других институтов ООН и их руководителей, мы признательны странам-партнерам - таким, как Норвегия, прежде всего, Япония, Нигерия, которые нас незамедлительно поддержали. И более того, Норвегия уже объявила о внесении вклада в 1,2 млн долларов в этот фонд. Это региональный проект, это не эксклюзивный узбекский проект, и он не только для Узбекистана. Семь миллионов человек, проживающих в зоне Приаралья: в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане, конечно же, мы надеемся, получат осязаемый результат от работы этого фонда.


Узбекистан тоже не будет стоять в стороне. Прежде всего, наш вклад будет состоять в том, чтобы осуществлять национальные программы. Буквально неделю назад Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев был в зоне Приаралья. В течение двух дней там был обнародован ряд программ: будут осуществлены десятки проектов общей стоимостью полтора миллиарда долларов - это вклад Узбекистана в такие сферы, как устойчивое экономическое развитие, создание рабочих мест, в том числе альтернативных, чтобы у людей была занятость, улучшение системы здравоохранения, причем адресное: именно по тем направлениям, в которых сегодня нуждается население Приаралья – связанное с поддержанием материнства, детства, с борьбой с теми заболеваниями, которые были связаны с трагедией Аральского моря. И, конечно, стабилизация экологической ситуации: по крайней мере, приостановить дальнейшее ухудшение ситуации в зоне Приаралья.


Нам кажется, что Многопартнерский трастовый фонд — это очень правильная попытка объединить усилия как страновой программы, так и международных программ с тем, чтобы это была единая и комплексная стратегия действий. Все институты [ООН], занимающиеся различными направлениями - ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирный банк - они могли бы объединить свои усилия в комплексную интегрированную программу.


АУ: Регион Аральского моря — это регион в значительной степени сельскохозяйственный, он был значительное время связан с рыболовством. Сейчас на смену этим областям какие приходят? В чем инновационность развития, за счет чего осуществляется устойчивое развитие?


CC: Вы знаете, постепенно осуществляется программа по восстановлению некоторых видов хозяйственной деятельности, которые в свое время исчезли: тоже самое рыболовство - через создание искусственных озер в этой зоне. С одной стороны, это помогает опять же, если не воссоздать всю акваторию Аральского моря, то, по крайней мере, создать цепь водных резервуаров, которые и с точки зрения восстановления природного баланса, и с точки зрения хозяйственной деятельности человека могут помочь. Для этого очень многое делается. Прежде всего, Узбекистан резко уменьшил посевные площади под хлопчатник - наиболее водопотребляющей культуры. Вы знаете, потребление воды на гектар земли за последние годы в Узбекистане уменьшилось в два раза. За счет этого, мы надеемся, будет возможно воссоздать эти водоемы. Идет работа по посадке лесов, которые тоже должны в какой-то мере сбалансировать потерю воды в акватории моря. Но, с другой стороны, мы понимаем, что сегодня мы живем в XXI веке и мы не можем просто-напросто создавать «реплику» того, что было 50 лет назад. Нужно создавать новые виды производства, развивать туризм, в том числе экологический. А это значит развивать сферу сервиса в Каракалпакстане, виды производства, связанные с добавленной стоимостью, что позволит поднять уровень жизни населения. И поэтому этот компонент, о котором я говорил раньше – инновационное развитие – предусматривает в том числе и изменение самой структуры развития республики.


АУ: Большое Вам спасибо за этот рассказ. Позвольте пожелать Вам и всем нам удачи на нелегком пути исправления тех ошибок, которые были допущены человечеством в прошлом.


СС: Безусловно, катастрофа Арала - это проблема, созданная самим человеком. Мы все обязаны сегодня не только перед сегодняшним поколением, а перед будущими поколениями жителей Каракалпакстана и Центральной Азии, всем вместе, мировым сообществом обратить внимание на серьезнейшую проблему Аральского моря. Она того заслуживает: хотя море ушло, но люди не ушли, и мы должны о них заботиться.



https://news.un.org/ru/interview/2018/11/1343741 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode