Избранное сообщение

суббота, 3 февраля 2018 г.

Министр молодежи и спорта Украины: время экономистов и юристов прошло


1/02/2018

Слушать / Загрузить




Выполнение Целей устойчивого развития – залог успеха молодежи. Фото ПРООН-Украине/А.Крепких

В среду на этой неделе в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке завершился Молодежный форум. Его участники, среди прочего, обсуждали проблему безработицы и перспектив на рынке труда в свете развития новых технологий. В одном из своих докладов Генсек ООН предупредил, что мир находится на раннем этапе четвертой промышленной революции. Вскоре, по его словам, многие функции будут выполнять роботы. О том, как готовится к такому будущему Украина и какова роль украинской молодежи в решении современных проблем, Дина Нескорожана спросила министра молодежи и спорта Украины Игоря Жданова, который был одним из участников Форума.

*****

ИЖ: Это блестящая возможность встретиться и поделиться опытом, который имеют Украина или другие страны. Форум посвящен устойчивому развитию общин и для нас это очень важно. В Украине идет процесс децентрализации, укрепления общин – городских и сельских, и поэтому нам очень важно понять роль молодежи, определить, какой будет новая молодежная политика в этих новых условиях.

ДН: Сегодня на Форуме выступал Председатель Генеральной Ассамблеи и сказал, что примерно 40 процентов работающей молодежи относятся к категории бедняков, людей, которые живут в условиях нищеты, несмотря на то, что они трудятся. Какая ситуация на Украине? Что делает правительство для решения этих вопросов?

«Безработица среди молодежи имеет катастрофический характер».

ИЖ: Понятно, что проблема безработицы среди молодежи, первого рабочего места – это одна из главных существующих сейчас проблем. Что нужно работодателю? Работодателю нужен уже подготовленный профессионал, который мало зарабатывает. Соответственно, молодежь, когда приходит, у нее нет определенных навыков, это ее первое рабочее место. У нас есть специальная программа вместе с Фондом [Программой] развития ООН, Фондом народонаселения, которая готовит нашу молодежь к первому рабочему месту. У нас есть такой Пакт 2020, это общеевропейский пакт, который мы заключили в трехстороннем порядке – работодатели, общественный сектор и министерства: мы договорились, что крупнейшие фирмы, которые осуществляют свою деятельность в Украине, как иностранные, так и местные, наши, украинские, будут делать все, чтобы создавать новые рабочие места для молодежи. Мы заключили его два года назад, даже три уже года назад, – в 2015 году, и уже создано 13 тысяч рабочих мест. Эти места создавали «Нестле», «Кока-Кола», «1+1» и другие известные фирмы в Украине.

Безработица среди молодежи имеет достаточно серьезный и катастрофический характер, нужно сказать Да, многие молодые люди не могут пока найти работу. И эти проблемы, прежде всего, связаны с ситуацией с области экономического роста. Как только мы пойдем по экономической возрастающей, поверьте, я эту ситуацию проходил в 2005-м, 2006-м годах, отбоя не будет, будут брать любых. Знают, не знают, есть навыки, нет навыков – будут брать, потому что будет экономический подъем, будет развитие. Как только мы входим в период экономической стагнации, у нас появляются проблемы.

ДН: Ну, а куда их будут брать? Много выпускают юристов, экономистов, а требуются другие специальности.

«Сейчас больше айтишников, очень много людей, которые занимаются конкретными специальностями – химиков, архитекторов, строителей».

ИЖ: У Вас устаревшие данные. Мы когда-то создали этот стереотип, и он живет по восемнадцатый год. А это стереотип начала двухтысячных. На самом деле сейчас больше айтишников, очень много людей, которые занимаются конкретными специальностями – химиков, архитекторов, строителей. Это все, что требует рынок. Люди поняли, что юристы, экономисты – это очень абстрактные вещи, особенно – юрист. Он может найти работу, а может и не найти работу. А вот конкретные вещи, которые связаны с развитием экономики, они сейчас очень востребованы. Сейчас много стартапов, когда из-за рубежа объединяются, условно, Израиль, Индия и украинцы и делают очень классные вещи.

ДН: Да, это очень интересно. В одном из докладов, который Генсек направил вам на рассмотрение, сказано, что мы стоим на пороге или уже в начале четвертой революции, и в ближайшие буквально несколько лет от 20 до 80 процентов работы будут выполнять роботы. Это то, что мы видим уже здесь, в Нью-Йорке, когда заходишь в какую-нибудь аптеку огромную, и там нет никаких кассиров. Стоит автомат, сам рассчитываешься и выходишь. На Украине в супермаркете сидит двадцать кассирш, в основном, это молодые женщины. И это армия, которая завтра останется без работы. Это огромная армия, это молодые люди. Как правительство готовится к этому новому этапу, к изменениям на рынке занятости? Что эти люди будут делать завтра?

«Надо думать, чем будут заниматься эти люди. И сколько будет стоить труд человека, а не робота».

ИЖ: Хороший вопрос и очень серьезный вызов, я думаю, для всех правительств. Я недавно смотрел сюжет, в котором рассказывается о том, что, по-моему, у вас уже открыли магазины, где вообще нет кассиров: «Pay and Walk» [«Заплати и иди»]. То есть ты заходишь, купил, расплатился и ушел.

Это большой вызов. Если вспомнить историю, то было такое движение луддитов. Когда начали внедрять механизмы, машины, которые сделали тогда тысячи, сотни тысяч людей безработными. Их труд заменили машины. Нужно думать и правительству, как переквалифицировать таких работников. Я не думаю, что это сегодняшний вызов для Украины, для нас.

ДН: Но он завтрашний.

ИЖ: Завтрашний точно. Может, через 5-7 лет мы придем к этому точно. Потому что мы достаточно четко следуем в этом русле мирового прогресса. Взять такси: Uber – это первый вызов. Второй вызов – вообще такси, которое не требует человека, управляющего машиной. Ну, это завтра. Во Франции, в Британии в Штатах это будет раньше. У нас это будет на пять лет позже. Но все равно это произойдет. И надо думать, чем будут заниматься эти люди. И сколько будет стоить труд человека, а не робота. Я очень люблю фантастику. Я это читал лет двадцать назад.

ДН: Но сегодня это – не фантастика, это уже реальность.

ИЖ: Да, это сейчас реальность. Официанты в кафе – роботы, и стоит это 20 долларов, а если человек, то 150.

ДН: Что интересного Вы вынесли с сегодняшнего Форума? Были ли какие-либо инициативы, чтобы Вы подумали: «Вот здорово! Там, Израиль, Венгрия собираются провести это, сделать то. Мы приедем и тоже…»

«Мне надо было услышать, как все-таки проводить общую государственную молодежную политику в условиях, когда общины являются достаточно самостоятельными субъектами».

ИЖ: Очень разные проблемы. Венгрия говорила о демографии. Коэффициент рождаемости у них меньше полутора. Это проблема и для Украины, в том числе. У нас тоже идет демографическое сокращение нации. Некоторые латиноамериканские страны, я уж не говорю об африканских, рассказывали о том, что они должны сделать так, чтобы у всех было всеобщее среднее образование. Это вопрос, который сейчас для Украины сейчас не стоит, потому что это обязанность государства по Конституции. Очень разные проблемы. Мы их слушаем. Кто-то на таком уровне, кто – то на другом. Очень много сегодня говорилось об экологии. Это очень важная проблема. Можно здесь взять какой-то опыт. Для нас было интересно то, что у нас сейчас общины – громады – становятся совершенно самостоятельными. Мне надо было услышать, как все-таки проводить общую государственную молодежную политику в условиях, когда общины являются достаточно самостоятельными субъектами.

Я думаю, что у нас сейчас молодежь достаточно вовлечена в решение и местных вопросов, и государственных вопросов. Я слышал сегодня: «молодежь пассивна, она не хочет принимать участия в решении проблем». Приезжайте к нам, а если вернуться в четырнадцатый год, придите на Майдан. Сколько там было молодежи, которая пришла решать свою собственную судьбу.


http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/263021/#.WnUeofll9H0 http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode